По информации "Казинформа", министр сказал, что сегодня взаимовыгодные отношения Украины с Казахстаном основаны на партнерстве по созданию ЕЭП, а "в рамках более конкретного подхода к экономическому взаимодействию" страны имеют "целый ряд идей и конкретных проектов в нефтегазовой отрасли".
Не менее важным для Украины станет долгосрочное и долгожданное соглашение с Россией о транзите нефти, которое власти республики надеются заключить до конца месяца. Этот срок был оговорен в протоколе, подписанном на 10-ом заседании смешанной украинско-российской комиссии по сотрудничеству, прошедшем 2 июля в Москве, где премьер-министр Виктор Янукович также договорился об условиях транспортировки российского газа на 2005 год.
Соответствующий протокол ежегодно утверждается на уровне правительств, в дополнение к соглашению о мерах по обеспечению транзита российского газа по территории Украины от 4 октября 2001 года. Согласно договоренности, в следующем году через Украину в Европу будет транспортировано 112 млрд. куб. м газа, при этом российская сторона обязалась оплатить транзитные услуги частично деньгами, а также поставив Украине 23 млрд. куб. м. газа по цене $50 за 1000 куб. м.
Весьма актуальный вопрос об условиях перехода на взимание нефтегазового НДС по принципу страны назначения на переговорах решен не был. По словам российского премьера Михаила Фрадкова, "очередная попытка" урегулирования проблемы "будет сделана в ближайшее время".
В конце прошлого месяца после заседания ГВУ украинский вице-премьер Николай Азаров выразил уверенность в том, что Россия с 1 января следующего года прекратит взимание налога на добавленную стоимость на нефть, а с 1 января 2006 года - на природный газ, поставляемые в республику: "Россия пойдет на это однозначно. Скажем, решение политическое и экономическое об этом принято. Сейчас дело в сроках, когда будет реализовано это решение. После последних моих переговоров у меня сложилось впечатление, что россияне готовы пойти на те сроки, о которых мы говорили".
Украинцы, как известно, видят в отмене НДС одно из условий создания режима свободной торговли в ЕЭП, а также жизненно необходимую меру для стабилизации внутреннего рынка нефтепродуктов. Как неоднократно отмечал Виктор Янукович: "Российский НДС в цене нефти для Украины составляет 12%, и, в случае его отмены, нефть и, соответственно, нефтепродукты на Украине подешевеют".
По окончании переговоров с В. Януковичем, М. Фрадков, отвечая на вопрос о причинах очередной отсрочки подписания соглашения о транзите российской нефти по территории Украины, объяснил: в этой области уже проведена большая работа по определению балансов, изучению маршрутов, объемов нефти, выявлению поставщиков и потребителей, однако, перед подписанием еще необходимо уточнить "некоторые детали".
С другой точки зрения, задержка в заключении договоренностей в определенной степени связана с "Одесса - Броды". Украинские СМИ, со ссылкой на источники в правительственной делегации, сообщили, в частности, что россияне в переговорах настаивают на реверсе трубопровода, а в проектах документов, подготовленных на заседании комиссии, было предусмотрено начало прокачки российской нефти по трубе в направлении Одессы с октября этого года.
Фрадков же, на пресс-конференции подчеркнул: здесь "никакой прямой увязки нет". "Кстати, - отметил он, - по нефтепроводу "Одесса - Броды" мы договорились на техническом уровне определиться: как загружать, в каких объемах, и это уже говорит о том, что мы этот вопрос настолько глубоко рассматриваем, что остаются технические детали, которые проявят экономические операторы".
Соглашение о транзите, разумеется, не может ограничиваться только проблемой реверсной прокачки, однако последняя еще в прошлом году была в числе основных причин, из-за которых документ не был подписан. В июле 2003 года, на девятом заседании комиссии в Ялте, Михаил Касьянов отложил его дальнейшее обсуждение до тех пор, пока не будет прояснена ситуация по реверсу, прямо заявив, что соглашение будет подготовлено "после решения вопроса о возможности использования нефтепровода "Одесса - Броды" в реверсном режиме". Более того, глава российского правительства тогда фактически выразил уверенность в том, что реверсу все-таки быть, когда сказал: "Мы рассчитываем, что, может быть, через месяц будет завершено рассмотрение этого вопроса, а именно - использование для прокачки нефти построенного, но не эксплуатируемого нефтепровода Броды - Одесса. Как только эта тема будет отработана... тогда это соглашение будет готово к подписанию".
Теперь, после встречи комиссии в Москве, стороны поручили НАК "Нафтогаз Украины" и АК "Транснефть" "изучить вопросы оптимального использования нефтепровода Одесса - Броды". За несколько дней до этого, кабмин республики постановлением № 831 внес изменения в историческое февральское постановление № 114 "О мерах по повышению эффективности использования системы магистральных нефтепроводов", исключив из его текста формулировку о том, что нефть транспортируется "в направлении Одессы на Броды", тем самым, разрешив использовать трубопровод в обоих направлениях.
В минувший четверг наблюдательный совет "Укртранснафты" предоставил правлению право заключить контракты с ТНК-ВР о заполнении и начале работы трубопровода в сторону Одессы. С этой целью совет одобрил подписание кредитного соглашения для наполнения трубы и ежегодной прокачке до 9 млн. тонн сырья.
Кредит в виде технологической нефти марки "Urals" стоимостью $108 млн. (в прошлом году эту нефть предлагали за $90 млн.) предоставляется украинцам на три года под 8% годовых. Схема погашения выглядит так: в первый год "Укртранснафта" должна будет выплачивать только проценты, далее компания обязуется возвращать деньги за счет средств, полученных от транспортировки российской нефти.
Руководство "Укртранснафты" отмечает, что транзит "Urals" не исключает в дальнейшем прокачку "легкой" нефти: "Мы имеем право отказаться от поставок российской и начать качать каспийскую", однако в этом случае компании будет необходимо досрочно расплатиться по кредиту.
По замечанию В. Януковича, которое он сделал несколько ранее, "если временно использование нефтепровода будет в обратную сторону - это не значит, что стратегическое направление работы нефтепровода изменяется, ни в коем случае".
В то же время трубопровод, - считает премьер, - сможет получить контракты на европейский транзит лишь после того, как будет достроено его продолжение по территории Польши: "Стратегическое направление работы нефтепровода "Одесса - Броды - Гданьск" остается, но его надо еще достраивать".
На этой неделе СМИ распространили информацию, согласно которой компания "Baltic Petroleum Ltd.", являющаяся продавцом нефти, добываемой "Тенгизшевройлом", направило письмо за подписью президента Йохана Эклунда на имя вице-премьера Украины по ТЭК Андрея Клюева. В послании будто бы говорится о заинтересованности "Baltic Petroleum" "в участии в процессе развития нефтетранспортного маршрута "Одесса-Броды" как единственного готового к эксплуатации коридора, объединяющего Каспийский регион и его добытчиков с европейскими потребителями". Исходя из этого, компания готова заключить соглашение на прокачку по трубопроводу, начиная с сентября текущего года, от 5-ти до7-ми млн. тонн нефти в Европу.
Пока эти сведения не подтвердились, так как президент "Baltic Petroleum Ltd." предложил А. Клюеву обсудить перспективы сотрудничества "при личной встрече", а вице-премьер в настоящее время "находится в отпуске".
Казахстанские власти, а также добывающие иностранные компании никак не комментируют эту новость. Сложно сказать, насколько она соответствует действительности, ведь не так давно казахстанский посол в Украине Амангельды Жумабаев, вслед за главой МЭМР Владимиром Школьником, заявившим, что "у Казахстана в этом году не будет свободных объемов для загрузки трубопровода" и "любые другие заявления на эту тему - блеф", - отметил: "На сегодняшний день все объемы нефти казахстанских компаний расписаны, указаны в договорах с партнерами. По этим договорам компании имеют определенные обязательства, которые не могут быть нарушены".