Проблем в системе невойсковой подготовки молодежи накопилось очень много. Одним приказом изменить этот сложившийся годами механизм по отъему денег у граждан невозможно. Здесь нужен, как выразился бывший начальник Генерального штаба ВС РК генерал-лейтенант Булат Дарбеков, “системный и очень вдумчивый подход”.
Вопрос на два миллиарда
В своем приказе генеральный директор РГКП “ВТШ МО РК” Жомарт Куангалиев указал на недостатки в деятельности директоров филиалов, отметив, что они “неправильно толкуют вопросы в сфере государственных закупок, не проводят парко-хозяйственные дни и переносят помывку в бане на рабочие дни в ущерб занятиям”. Боевую подготовку на местах, считает генерал, тоже “конкретно завалили”. Хотя о какой боевой подготовке может идти речь, если ВТШ не относятся к подразделениям с таким предназначением. Здесь должна проходить исключительно вневойсковая подготовка, как бывало во времена СССР, когда по всей стране активно работали клубы ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту).
Официальная продажа военных билетов в Казахстане была поставлена на поток с 2013 года с введением 40-дневных курсов при ВТШ.
Это когда юноша в возрасте от 24 до 27 лет, не желающий служить в армии, мог на законных основаниях откосить от нее, заплатив 263 тысячи тенге. После окончания курсов и получения специальности “стрелок” такой отказник мог без напряга получить военный билет в ЦОНе. Не “белый” билет и не “красный”, а самый что ни на есть настоящий военный в обложке цвета государственного флага.
– Случилось это в бытность министром обороны Адильбека Джаксыбекова, – комментирует бывший директор Семипалатинского филиала РГКП “ВТШ МО РК” Владимир Александров. – Военно-технические школы, пришедшие на смену ДОСААФ, постепенно свернули всю клубную и кружковую работу с молодежью, перейдя исключительно на платную подготовку резервистов.
К великому сожалению, у нас повсеместно закрылись автошколы и радиокружки. Не осталось тиров, где стреляли по мишеням из малокалиберной винтовки.
Когда я работал, то около 700 молодых людей посещало такие. Мы готовили водителей для армии и народного хозяйства, активно занимались патриотическим воспитанием молодежи. Я сам лично подготовил девять чемпионов Казахстана по мотоспорту. В нашем автопарке было около 70 автомобилей… А сейчас там пустота, как после бомбежки. Не гараж, а натуральный сарай. Всё давным-давно списано или пришло в негодность. Почему сейчас так происходит? ВТШ МО РК сейчас зарабатывают очень много денег и могли бы запросто содержать и кружки, и секции, и опытных тренеров.
По официальным данным, через эту систему по плану минобороны проходит в год около 6 720 молодых людей. Умножаем это ежегодное количество косящих от армии молодых людей на 263 000 тенге и получаем 1 миллиард 767 миллионов 360 тысяч.
И это только годовой сбор за продажу военных билетов. Еще минобороны выделяет немалые деньги военно-техническим школам по государственному заказу. И что?! Неужели нельзя возродить кружки радиолюбителей, автомобилистов, авиаторов, юных парашютистов, как бывало раньше при ДОСААФ? Тогда бы молодежь к армии готовилась с интересом, а не из-под палки. И баловаться во дворах у мальчишек бы не оставалось времени. Все проблемы – от безделья.
А ВТШ сейчас в погоне за какой-то мифической прибылью от продажи военных билетов не занимаются своим прямым предназначением и не работают, как было раньше, с молодежью.
Кроме того, все заработанные филиалами деньги уходят прямиком в Астану, а обратно возвращаются лишь крохи. На зарплату преподавателям да сторожам. На развитие филиалам не остается вообще. Слышал, что они даже по оплате коммунальных платежей задолжали монополистам. У многих дебиторская задолженность висит как дамоклов меч. Не понимаю, почему директора военно-технических школ не могут сами распоряжаться доходами от своей деятельности и не вести хозяйство самостоятельно? Им по закону положено этим заниматься, так как они все на хозрасчете и должны сами себя содержать. Генерал Куангалиев не доверяет нынче директорам филиалов?! Если так, зачем тогда назначать их на эти должности, раз доверия к ним нет? Как "откосить" от армии в Казахстане
Генерал за все в ответе
Жомарт Куангалиев, год назад пришедший на смену генерал-майору Владимиру Шацкову, не стал скрывать, какую прибыль получило возглавляемое им РГКП в прошлом году и на что именно он собирается потратить вырученные деньги.
– Сейчас у предприятия 15 филиалов. Они расположены во всех областных центрах, за исключением Астаны, Актау и Костаная, – говорит генерал. – Подготовкой военно-обученного резерва на возмездной основе мы занимаемся с 2013 года. За это время обучено более 25 тысяч человек.
– Жомарт Сабирович, после прокурорской проверки несколько директоров филиалов РГКП “ВТШ МО РК” лишились своих должностей. К оставшимся офицерам запаса у вас тоже имеются серьезные претензии? Насколько мне известно, в своем разгромном февральском приказе вы указали на конкретные недоработки руководства. В чем они выражаются?
– В недостаточном знании руководящих документов, регламентирующих трудовую деятельность в том месте, которым они заведуют. Отсутствие должного опыта практической армейской службы и несколько пренебрежительное отношение к вопросам финансов. В нарушении распорядка дня и расписания занятий. В неудовлетворительном планировании и проведении мероприятий военно-патриотической направленности, индивидуальной воспитательной работы. Очень много нареканий, но это жизнь. Надо постоянно работать над исправлением выявленных недостатков, что мы сейчас и делаем. Если в филиалах нет общего понимания важности работы по патриотическому воспитанию, то там нечего делать ни директору, ни преподавателям. В этом году я вообще запланировал проведение аттестации руководящего состава и преподавателей в каждом филиале РГКП “ВТШ МО РК”.
– Значит, грядут новые повальные увольнения? Большинство директоров не смогут сдать зачет по физподготовке?
– Не в этом дело. Я не сторонник махать шашкой направо и налево. Сначала человека надо научить. Мы до аттестации выдадим все, что директорам необходимо освоить, а потом посмотрим, есть ли у них вообще желание дальше работать.
– Они утверждают, что не получают из главка, то есть от вас, денег на развитие школ. Несут многомиллионные убытки, а где-то даже приближаются к банкротству. Классы простаивают, штаты не укомплектованы, зарплата у преподавателей мизерная. И это при том, что в год на счет РГКП “ВТШ МО РК” поступает около двух миллиардов тенге.
– Зарплату не я устанавливаю. Она определяется постановлением правительства № 1193. На сегодняшний день преподаватель при стаже 25 лет службы может рассчитывать на 81 тысячу тенге в месяц. Старший преподаватель – на 89 тысяч.
Что касается чистой прибыли предприятия, то в прошлом году она составила 30 миллионов тенге. Часть из этих средств ушла на премии по итогам года. Первое место и переходящее знамя было присуждено Алматинскому филиалу РГКП “ВТШ МО РК”, который возглавляет полковник Жильгильдин Мирасс Сафаргалиевич. Второе занял Павлодарский филиал, третье – Таразский. Коллективам этих военно-технических школ выписана денежная премия соответственно рейтингу и вручены вымпелы.
– Директора филиалов не в состоянии заплатить за коммунальные услуги. Долги ВТШ растут. Монополисты грозятся скоро оставить школы без тепла и света…
– Там, где, как это и положено, заключены все договоры с поставщиками услуг, проблем нет и не будет.
– Отсутствие кружков и секций при ВТШ волнует читателей “КАРАВАНА”. Ни картингистов у нас, ни “охотников на лис”, ни юных авиаторов и ворошиловских стрелков не осталось. Хотя раньше молодежь активно готовилась для службы в армии, и оборудование закупалось для автошкол. Волнует, почему должности тренеров в филиалах РГКП “ВТШ МО РК” сокращены…
– Тренеров в штате никогда не было. Когда я принимал дела и должность, обнаружилось, что в Караганде, к примеру, на бумаге вроде бы все числилось, а реально ничего не работало. Потому технику пришлось передислоцировать в Астану. Здесь есть и тренер, и ребята. Баня вместо КПП и "бегство" сотрудников: что творится в военно-технических школах
С 1 января мною пересмотрен штат. Введена должность инструктора по военно-патриотической работе. Он и будет теперь отвечать за кружки и секции. А пока, согласен, пробелы существуют. Будем возрождать и деньги на это выделять с шестью нулями. Но директора их получат только после полного обоснования затрат. Жду от них предложений. Новый штат утвержден. Введены должности заместителя директора – руководителя отдела военно-патриотического воспитания, воспитателя, юриста, переводчика, инструктора... Но самостоятельно принять кого-либо на работу ни один директор филиала права не имеет.
– А кто их назначает на должность?
– Директора назначаются исключительно приказом министра обороны. И увольняются соответственно тоже по его приказу.
– Кто отвечает за набор в военно-технические школы? Директор филиала РГКП “ВТШ МО РК” или военкоматы?
– Сейчас все осуществляется через ЦОНы. Молодой человек обращается туда с заявлением о приеме в ВТШ и предоставляет все необходимые документы и справки о состоянии своего здоровья. ЦОНы рассматривают заявления и направляют списки желающих на возмездной основе пройти 40-дневные курсы при ВТШ в военкоматы. И только оттуда попадают в ВТШ.
– А если в ВТШ недобор курсантов и классы в школах простаивают? Кто виноват в таком случае и с кого министру обороны спрашивать за плохую работу?
– Если недобор, то отвечают, как правило, все службы. Менеджментом надо заниматься умело всем директорам филиалов и военным комиссариатам. Искать контингент среди молодежи и убеждать в необходимости приобретения, например, специальности водителя. В дальнейшем это может пригодиться каждому молодому человеку и на гражданке. Так же, как и настоящий военный билет. Он-то как раз всегда в цене.
АЛМАТЫ