Раздвигая границы возможностей

Прожил несколько судеб

– Вы получили “Золотой ледоруб” за подъем на Чо-Ойю. Значит ли это, что тенденции мирового альпинизма сейчас таковы, что надо ходить быстро, с минимумом груза и по новым маршрутам?

– На самом деле существуют различные этапы в развитии каждого спортсмена. Потому что для многих людей прохождение существовавших ранее маршрутов – такое же захватывающее приключение. Эти линии обычно хорошо описаны, детализированы. Такое восхождение – и тренировка, и досуг, и вызов самому себе. Смогу ли я, как все? Пройду ли то, что смогли другие?!

Я бы сказал, что тенденции передового спортивного альпинизма задают новые требования. Поясню на более понятном примере. Когда-то мировой рекорд марафона был очень слабым, на уровне современного любительского достижения. Так же со штангой – древние греки вряд ли поднимали огромные грузы нынешних тяжелоатлетов… Так и в альпинизме. Простые пути давно пройдены нашими дедами – в то время, когда альпинизм как спорт находился в зачаточном состоянии. Современникам остается искать неведомое на сложных трассах. Экспериментируя, раздвигать границы возможностей человека.

Поэтому в номинации “Золотой ледоруб” на лучшее восхождение мира четко прописаны основные правила, среди которых: альпийский стиль, отсутствие понятий о национальностях, никаких баллов и категорий, отсутствие допинга, препаратов, расширяющие сознание, стимуляторов, командный дух, честность, отвага, уважение к жизни.

– Вы первым из спортсменов СНГ покорили все 14 восьмитысячников мира. Что для вас эти победы – жажда риска, славы или что-то еще?

– Во-первых, это мне нравилось. Путешествовать, подниматься на вершины, рисковать, интересно проводить время. Спорт – это эмоции, которые помогают ощутить жизнь во всей полноте, каждую секунду. Для меня время уплотнилось. Словно я уже прожил на свете несколько судеб. Каждая экспедиция на вершину выше восьми тысяч метров длится около двух месяцев, а если включить время подготовки, тот период, когда я живу идеей восхождения, то получается до полугода. Так складывается яркая эмоциональная страница, которая запоминается навсегда. Причем это ощущение усиливается с каждым годом. Естественно, что при реализации проекта мною двигало и честолюбие, которое является мощным стимулом, – быть первым, не сломаться. Без этой жажды славы, как вы понимаете, немыслим ни один реальный спортсмен.

Очень полезной оказалась закалка, полученная в ЦСКА. Работа там закалила меня, всегда приводила в порядок мысли, чувства. Когда я думал о себе как о части команды, то армейская дисциплина брала верх, и я мог достичь высот, о которых вряд ли мог мечтать ранее.

Для меня оказалось важным, что я поднимался на восемь тысяч метров не только по классическим путям. А старался действовать согласно своим убеждениям. Так, учился у сильных казахстанских альпинистов – Анатолия Букреева, Казбека Валиева, Рината Хайбуллина… Иногда получалось проложить новый маршрут. Иногда – осуществить скоростное восхождение. А это запредельная нагрузка и очень почетно в мировом альпинизме.

До предела сил и нервов

– Что в ходе последней экспедиции в Непал вам хотелось бы отметить? Соответствовала ли эта экспедиция исповедуемому вами духу новизны, легкости, спортивности?

– Именно так и получилось. Я долго мечтал проложить новый маршрут на вершину восьми тысяч метров в одиночку. Это тоже один из этапов познания себя и окружающего мира. Ты один на один с горой, с опасностями высоты, без страховки, без посторонней помощи… И этой весной обстоятельства сложились удачно для этого рывка. Я оказался свободен от каких-либо обязательств, и погода предоставила короткое “окно”.

Утром я вышел из палатки с твердым намерением спускаться. Однако, пройдя вниз около трехсот метров, сел на сильном ветру и долго думал о том, что судьба дает шанс, который надо использовать. И я решил рискнуть. Развернулся и начал подъем.

Порой было сложно, часто – опасно. Но, приняв решение, я уже не сомневался. Рубился до предела сил и нервов и в итоге вылез на вершину. Там было ветрено, светило солнце. Гималаи лежали словно на ладони. Неимоверно далеко за снежными гребнями темнел Тибет – мистическая страна свободных душ. Получилось так, что я стал первым альпинистом, который в этом году достиг вершины Лхотзе (8516 метров).

Конечно, в пути случались и неприятности – от мороза лед намерзал на ресницах и бровях, я мог сорваться в паре мест, сознание плыло от недостатка кислорода на высоте. В какой-то момент услышал голос дочери, ей шесть с половиной лет. Она говорила, мол, не туда, папа – иди выше… Или в другом месте посоветовала вернуться на несколько метров. Маришка говорила, что очень ждет меня, чтобы я приехал домой. И что это было, я до сих пор не могу понять…

В течение последних пятидесяти лет подобных восхождений было совершено всего восемь. Соло, как говорят альпинисты. Ну и вот теперь получилось еще одно… И седьмой новый маршрут Казахстана на вершину выше восьми километров.

Не лениться и не употреблять

– Как вам удается совершать легкие скоростные восхождения, находясь на большой высоте практически без пищи? Расскажите о вашей собственной методике тренировок…

– Самое интересное, что альпинизм – это свобода. Спортсмен не привязан к конкретному залу, стадиону, навязанным правилам… Я могу тренироваться где мне угодно и когда удобно. Могу совершать восхождения на вершины, которые мне нравятся, в любимом стиле… Чтобы заниматься альпинизмом, не нужно дорогостоящее стационарное оборудование вроде стенда для досколазания. К тому же Алматы расположен в неплохом месте для тренировок. Вокруг города есть скалы, горные вершины до четырех тысяч метров с нормальными дорогами.

Надо всего лишь не лениться и заниматься с высокой интенсивностью. Бегать в гору, наматывать кроссы по пересеченке, повышать уровень лазания по скалам, регулярно совершать сложные восхождения… И количество перерастает в качество.

Приходится выдумывать и собственные правила в питании. К примеру, на восхождениях при нагрузке я никогда не пью воду, вообще ничего не пью. При сложной технической работе приходится голодать либо сажать себя на диету. В понедельник, среду и пятницу я ничего не ем. Только пью – воду или соки, фрэши мне давить некогда, поэтому пакетированные соки вполне подходят, ведь в них нет консервантов. Количество зависит от интенсивности тренировок в это время.

Здоровым людям советую придерживаться определенных правил еды: утром – пара стаканов сока, в обед не закладываться на полную катушку, а после шести часов вечера ничего не есть. Но это только основываясь на собственном опыте, который не для всех подходит. За конкретикой по питанию лучше обратиться к грамотной литературе по диетологии.

И, конечно же, не употреблять алкоголь и не курить!

– Денис, что в ближайших планах – походы, тренировки, передача опыта молодежи?

– Для меня очень важной стала тренерская работа в Алматы в ЦСКА. Потому что есть серьезные ребята и девушки – Борис Дедешко, Геннадий Дуров, Мурат Отепбаев, Виолетта Афуксуниди, Виталий Комаров и многие другие, которые побеждают на чемпионатах Казахстана. Я хочу помогать им добиваться результатов, представлять нашу страну в мире, поднимать флаг страны на высочайших вершинах, покорять самые сложные скальные стены.

Летом наша команда планирует восхождения в Пакистане – надеюсь, получится пройти новую линию на восьмитысячник. Потом ставлю целью на весну следующего года юго-западную стену Эвереста. Есть мечта сделать казахстанский супермаршрут на высочайшую вершину мира.

Вообще, представляя Казахстан новыми линиями, мы можем гордиться своими достижениями. Потому что реально в мире всегда было мало людей, способных добиваться успеха в жестких условиях высокогорья. И, пока существует армейская школа, наша страна будет одной из первых в мировой альпинистской табели о рангах.

Фото из архива Дениса УРУБКО

Сергей РАЙШ