Дебют на борту
Свой первый рейс бывшая бортпроводница Динара помнит до сих пор – от волнения дрожали руки и ноги.
– Ты выступаешь перед людьми, и это сравнимо с выходом на сцену: отрепетированная речь, поставленный голос, четкость движений во время инструктажа по технике безопасности. В первом рейсе я переволновалась, голос охрип. Да еще облила пассажира! К счастью, это был не горячий чай, а прохладительный напиток, – рассказывает собеседница “КАРАВАНА”.
Перед дебютом на высоте Динара, как и все бортпроводники, прошла специальные курсы. Молодое пополнение обучали авиабезопасности, посвящали в тонкости применения аварийно-спасательного оборудования, оказания первой медицинской помощи, сервисных услуг, после чего они сдавали тесты. Знание английского – обязательно.
– Нас также учили ухаживать за кожей, рассказали о здоровом питании и необходимости физических нагрузок. А еще преподали основы мейкапа, научили делать строгие прически.
Никаких цветных прядей, непрокрашенных корней! Маникюр – обязателен, но ногти не должны быть длиннее 3 миллиметров. Обувь – стрит-шузы (уличная обувь), каблук – 7 сантиметров, в кабине переходим на 5.
Это важно для сохранения устойчивости при внештатных ситуациях. Кстати, пассажирам мы тоже рекомендуем не надевать в полет высокие каблуки, и вообще лучше одеваться в легкую свободную одежду, которая не помешает вам в случае ЧП, – говорит экс-стюардесса.
Перед вылетом специальные сотрудники авиакомпании проверяют внешний вид бортпроводников, знания по технике безопасности, готовность к полету, при необходимости проводят тесты на алкоголь. Если ты по расписанию стоишь в резерве, то должен быть готов к вылету в любое время суток взамен заболевших либо не допущенных к рейсу коллег.
– Мы выезжали за рубеж, где отрабатывали теорию на тренажерах: учились применять аварийно-спасательное оборудование, открывали двери при экстренной посадке самолета, “оказывали помощь” пассажирам. Прошли также курс психологической подготовки – как решать конфликтные ситуации, успокаивать аэрофобов – людей, испытывающих страх перед полетом. Помимо бесед в таких случаях помогают дыхательные техники, и мы предлагаем подышать в пакетики, которые находятся в спинке впереди стоящего кресла, – продолжает бывшая бортпроводница.
Уровни угрозы
Умение усмирять пыл агрессивно настроенных пассажиров не раз выручало собеседницу.
– На жалобы иностранного пассажира, что на него что-то капает сверху, я провела рукой по жидкости и поняла, что это яблочный сок, коробка с которым открылась в чемодане этого пассажира!
Мужчина отнекивался, причем говорил он на казахском языке, и хотел было зацепиться с моими коллегами на эту тему, раз тема с соком не прошла. Но я на чистом казахском языке попросила успокоиться и не создавать конфликт на ровном месте, – рассказывает Динара.
Кстати, желавший выплеснуть свою агрессию пассажир все-таки сделал это на обратном пути, выложив видео в социальных сетях. Пять минут славы он получил, но славы с дурным запахом.
Стюардов обучают и правилам поведения с пьяными пассажирами.
– В зависимости от степени опьянения пассажира выделяются 3 сигнала “светофора”: красный, желтый, зеленый. Вести себя мы должны соответственно. В случае, если сигнал “красный”, пассажир не допускается к полету, – говорит Динара.
В целом выделяют 4 уровня угрозы на борту: 1-й – словесные угрозы; 2-й – физические; 3-й – применение холодного оружия; 4-й – попытка проникнуть в кабину пилота.
Бывают и попытки домогательств, при которых бортпроводники вправе вызвать полицию.
– Нас пытаются схватить за ягодицы, когда мы наклоняемся в ходе обслуживания пассажиров. Был случай, когда на борту завязалась драка, мы тогда экстренно сели в Атырау. Пассажиры начали кидаться рисом и другой бортовой едой. Я стояла с тележкой, пыталась собрать остатки еды, и вдруг меня кто-то гладит по попе. Оборачиваюсь – все сидят с невинными лицами… – вспоминает Динара.
Цена курения и непристегнутых ремней
Опытные стюарды владеют сложными терминами, знают всё или почти всё об устройстве самолета и могут поведать немало профессиональных секретов.
– Даже если отказали двигатели, но целостность самолета не нарушена, всегда есть надежда на спасение, на то, что борт спланирует на воду или поле, например. Да, посадка может быть не такой мягкой, как при обычных условиях, но вы останетесь живы.
А самое страшное, что может случиться в полете, – пожар на борту. Судно может сгореть за считаные минуты, а мы должны эвакуировать пассажиров в течение 90 секунд. В самолете масса воспламеняющихся материалов: топливо в двигателях, технические жидкости, запас кислорода, обивка салона и кресел.
Именно поэтому курение здесь запрещено. Но мы постоянно выявляем нарушителей этого запрета. Если пассажир бросит окурок в мусорное ведро, от него может вспыхнуть огонь. Да, в туалетной кабинке есть стационарный встроенный огнетушитель, который может среагировать и потушить начинающееся пламя. Но это очень высокие риски. Тем более, не дай бог, огнетушитель может понадобиться в ходе полета, – говорит бывшая стюардесса.
В случае декомпрессии (резкого падения давления в самолете при разгерметизации салона, например, при повреждении обшивки) ситуация намного тяжелее. Особенно, если происходит взрывная разгерметизация. Именно в таких ситуациях выбрасываются кислородные маски. Которые (напоминаем!) нужно надеть сначала на себя, потом – на детей! При любом сценарии необходимо четко выполнять команды стюардов, отмечает Динара.
Нашей героине несколько раз приходилось пережить внештатные ситуации. Однажды в двигатель самолета попали птицы.
– При взлете мы уже набрали большую скорость, и тут стая птиц врезается в наш борт. Грохот, птицы смяли все лопасти двигателя, мы резко останавливаемся. Молодая мамочка из бизнес-класса едва не потеряла своего грудного малыша, которого, несмотря на наши неоднократные призывы, так и не пристегнула к себе ремнем безопасности! Ребенок мог попросту вылететь и смертельно удариться головой.
Пассажиры начали с криком вскакивать с мест, хотя мы, оперативно оценив обстановку, просили всех оставаться на местах. Борт нам поменяли, кто-то отказался лететь, – вспоминает стюардесса.
Другая внештатная ситуация произошла при приземлении в аэропорту Бишкека – чтобы не столкнуться со стаей птиц, самолет резко набрал высоту и сделал круг, дождавшись, пока птицы не улетят.
Приметы нашего пассажира
За годы работы в небе нашей героине не раз доводилось предупреждать опасные ситуации, но количество несознательных пассажиров, увы, не уменьшается. Непристегнутые ремни безопасности, попытки курить в туалете и даже… заняться сексом!
– Как-то одна пара хотела уединиться в туалете на наших глазах. Мы помешали, сказав, что в туалете тесно и зайдут они по одному. Голубки всё никак не могли угомониться потом. Это было на дубайском рейсе, который мы называем “любовницевозом”, – рассказывает Динара.
Заняться сексом пассажиры пытаются и в салоне, обычно – в ночное время.
– Пассажиры думают, что все спят, а мы, бортпроводники, якобы ничего не видим. Но нам всё видно – сверху обзор отличный! Так что оставьте попытки укрыться под пледом и доставить приятное спутнику/це – вы в общественном месте находитесь! – говорит собеседница “КАРАВАНА”.
Но если эксперименты с любовными утехами на небесной высоте всё же не так часты, то правила поведения пассажиры нарушают регулярно.
Отстегивают ремни безопасности и встают до того, как погаснут световые табло в салоне, торопятся взять багаж с полок и попасть быстрее к выходу, словно боятся, что самолет полетит дальше. Привычка вставать в проходе – примета пассажиров СНГ, в Европе путешественники спокойно ждут на местах, когда их пригласят к выходу, отмечает Динара. "Свинство" - казахстанцев возмутило видео, на котором стюардесса показала самолёт, который прилетел в Нур-Султан из Египта
– Если пассажир откроет двери (при мне таких инцидентов не было, а в России в 2021 году произошел такой случай), могут сработать аварийные трапы. Вылет в этом случае задержится на несколько часов, а собрать один трап обратно – стоит 25 тысяч долларов. И эту сумму могут “повесить” на бортпроводника, – говорит Динара. – Как-то пьяный пассажир разбил стекло в иллюминаторе, рейс перенесли, или женщина выбросила в унитаз подгузник, из-за чего вылет борта задержали на несколько часов.
Туалет в кабине пилота
Среди других поведенческих характеристик подвида “авиапассажир” собеседница отмечает желание унести с борта всё, что только возможно, в том числе – пледы и даже спасательные жилеты.
– Пассажиры достают их из-под низа сиденья, надувают и надевают на себя, спят, используют как подушку. А еще воруют спасательные жилеты, особенно часто это происходит на рейсах в курортные места, ту же Анталью, – рассказывает Динара.
Одни пассажиры требуют к себе повышенного внимания, другие беспрестанно просят принести алкоголь – они его не пьют, а пытаются забрать с собой, третьи едят за себя и за соседа, некоторые группами выстраиваются с термосами в очередь за кипятком.
Отдельная категория – “яжемать”, уверенные, что мы должны обслуживать только ее и ребенка, хотя нас – всего 4 проводника на 150 пассажиров. Другие считают, что мы должны оказывать услуги грузчика, требуют поднять чемоданы. Мы можем помочь, но не обязаны поднимать ваш багаж, – говорит Динара.
В копилке экс-стюардессы немало и курьезных случаев, например, новички ищут туалет в кабине пилота, через некоторое время спрашивают ершик, приходя… на бортовую кухню. Заходить в кабину пилотов, кстати, имеет право только старший бортпроводник, каковым была и наша героиня. Еда для них отличается от той, которую дают пассажирам, и кормят пилотов в разное время – в целях безопасности.
Лидер ОПГ и другие лица
А как ведут себя в полете звезды, чиновники из высшего эшелона? Называть имена наша героиня не стала, но отметила, что как только часть из них пересаживается в бизнес-класс, резко меняется и их отношение к персоналу.
– Ругаются с нами, приказным тоном требуют чуть ли не луну с неба достать, возмущаются, если сразу не принесли плед, хотя он находится в конце салона, и, пока мы его принесем, пройдет время, по дороге нас остановят с десяток других пассажиров. Многие звезды любят работать на публику. Известный певец никогда не снимает темные очки, даже когда в салоне приглушается свет.
Многие публичные политики стараются вести себя тихо. А один молодой министр запомнился… запахом ног. Он любил снимать обувь в полете, и в пространстве разливалось такое амбре… В целом у него был неопрятный вид, перхоть.
Ну почему, обладая всеми возможностями, человек не следит за собой, своим здоровьем, не обращается к подологу?!..
Летала я и с нашими космонавтами. Если один вел себя по-хамски, то другой был воплощением скромности и благородства, – рассказывает экс-стюардесса.
Однажды женщина чуть не родила в небе, к счастью, ее успели передать в руки врачей на земле.
– Беременным на последней неделе мы отказываем в полете, в воздухе организм может выкинуть всякое. Наряду с обычной аптечкой у нас есть специальная: с капельницами, иглами, адреналином. Она нам пригодилась, когда у пассажира остановилось сердце. Реанимационные мероприятия, в том числе – массаж сердца, на высоте не помогли, мужчина, к сожалению, скончался, – говорит Динара.
– А еще я запомнила случай, когда на нашем борту перевозили лидера криминальной группировки. При побеге мужчину ранили, и в самолет его доставили на носилках спецназовцы. Перевозили из Алматы в Актобе для следственного эксперимента.
Доставили его заранее, всего перемотанного, в наручниках, рот заклеен скотчем. И сопровождавшие обращались с ним грубо, когда тот пытался что-то промычать, били прикладом.
Для лежачих пассажиров мы опускаем кресла в конце салона, куда поместили и нашего особенного “клиента”. На том же рейсе, как выяснилось, летели родственники этого мужчины, которые, видимо, договорившись с охраной, добились более комфортных условий перелета без оков. А по прилете его встретили на черных джипах… – вспоминает Динара.
Есть у бортпроводников и приметы. Например, нельзя пришивать перед полетом пуговицу и вообще заниматься шитьем.
– Каждый раз, поднимаясь в небо, я молюсь, а по приземлении благодарю Небеса за успешный полет. У нас сложная работа – вечный недосып, смена часовых поясов, отдых между рейсами всего 12 часов. Проблемы со здоровьем, в том числе – репродуктивным, расстройство желудка, нервное истощение, нас лишили возможности выходить на пенсию в 45 лет. Отпуск, правда, 60 дней. Но как бы там ни было, я не жалею о проведенных в небе годах. После полетов в вышине начинаешь ценить простые земные радости, – сказала в заключение бывшая бортпроводница Динара, которая окончательно не рассталась с авиацией и теперь отправляет в небо молодых коллег.
НУР-СУЛТАН