Разбор полетов

Все имеет свое дальнейшее развитие, парашютный спорт - не исключение. Однако это занятие по плечу далеко не всем. Ведь заниматься бегом или спортивной ходьбой, хоть и полезно, но гораздо безопаснее, не так ли?
Казахстанские парашютисты недавно отметили 10-летие СПК (спортивно - парашютного клуба) Сил Воздушной Обороны ВС РК, который был создан благодаря усилиям рекордсмена мира Василия Никифоровича Титова, еще в годы войны прыгавшего по спецзаданию не только с самолетов, но и с … дирижаблей.
В этом, 2004-м году подполковник Титов, главный тренер по парашютному спорту в Республике Казахстан, отметил свое 80-летие. И успешное выступление асов-парашютистов СПК - 55 медалей с чемпионата Азии и Океании, а также их достаточно качественное выступление на военном чемпионате в Австрии - это и приятное событие, и подарок к его юбилею одновременно!
Недавно наши парашютисты вернулись с чемпионата мира из Хорватии, где сумели принять участие в специальных состязаниях по групповой парашютной акробатике, куда им удалось впервые съездить благодаря серьезной поддержке министерства обороны РК, лично генерала Мухтара Алтынбаева, летчика - истребителя (чей сын также прыгал с парашютом еще в годы службы отца командиром в/ч на одном из аэродромов близ Перми).
Автор в прошлом и сама занималась парашютным спортом, бесконечно влюблена в это прекрасное занятие, так, что считает своим долгом поделиться с читателями интересной информацией.
В архивах истории
Мало кто знает о том, что первые сообщения о парашюте в Европу привез французский миссионер Вассон из Пекинского архива. На одном из старых папирусов, найденных в Китае, было написано, что в 1306 году по случаю коронации китайского императора Фу Киена в Пекине кульминационным моментом праздничного представления были прыжки отважных подданных с высоких башен. Смельчаки держались за бумажные зонты, имевшие жесткий каркас.
Однако самый первый проект парашюта принадлежит известному итальянскому ученому и художнику великому Леонардо да Винчи. Подробное описание его идеи хранится в настоящее время в Милане и относится предположительно к 1483-1518 годам. Рисунок и описание помещены в его книге "Атлантический кодекс" в разделе "О летании и движении тел в воздухе". "Если у человека есть шатер из накрахмаленного полотна шириной в 12 локтей (локоть - 44 см) и высотой в 12 локтей, то он сможет бросаться с любой высоты без опасности для себя" - писал Леонардо да Винчи.
Мнение генерала - десантника
Довольно известный генерал - лейтенант ВДВ (воздушно - десантных войск) И. И. Лисов, сам парашютист, давно пришел к таким выводам:
- Поверхность предложенного ученым устройства для спуска человека равна примерно 36 квадратным метрам. Расчеты площади парашюта близки к современным. Парашют имел четыре треугольника, которые были соединены в виде пирамиды. В зависимости от назначения и материала современные парашюты для людей имеют площадь от 23 до 80 квадратных метров. Заслуга итальянского ученого заключается в том, что на основе наблюдений за падающими телами в воздухе и соответствующих выводов о том, что скорость падения тела зависит не только от его веса, но и, прежде всего, от площади тела, создающего сопротивление. То есть Леонардо да Винчи сконструировал парашют, который действительно мог нести человека в воздухе. Но практически его парашют не был сделан, да и потребности в нем в начале 16 века не было. Однако многие характерные черты из набросков великого итальянца позже использовались в других конструкциях. Так, в 1616 году югославский ученый Фаусто Вранчич, постоянно живший в Италии, изготовил парашют с квадратным куполом, который был очень похож на парашют Леонардо да Винчи…
Что же представлял собой парашют Вранчича? Это было большое полотно, укрепленное на квадратной деревянной раме со сторонами по восемь метров. С рамы свисали четыре шнура, которые парашютист обвязывал вокруг себя.
Немецкие авиационные историки приводят занимательный случай практического применения парашюта в не совсем обычных обстоятельствах, которые заставили некоего француза Лавина из Савойи использовать устройства, предотвращающие падение. В 1628 году он пытался совершить побег из тюрьмы. Заключенный сшил из простыней большой зонт, с помощью веревок привязал его к отломанной оконной раме и смело бросился вниз из своей камеры. Не получив никаких повреждений, он благополучно приземлился во дворе тюрьмы, но был замечен, и отважного изобретателя посадили в такую камеру, прыгать из которой было уже невозможно.
Сведения для Людовика XIV
Слухи о применении парашютов в Азии все больше распространялись в Европе. Так, еще в 1650 году король Людовик XIV потребовал от своего посла подробно доложить о том, какие необычные трюки с парашютом выполняют при дворе короля Таиланда индийские фокусники. Об одном из таких воздушных акробатов, который с аппаратом, похожим на зонтик, стремительно бросался вниз с высокого бамбука, так рассказывалось в сообщении посла: "Он отдавался таким образом воздушным потокам, которые несли его по воле случая то к земле, то на другие деревья или на дома, стоящие рядом, и этот человек не причинил себе какого-либо повреждения".
Уже доказано давно, что парашют является (являлся и прежде) самым древним средством передвижения по воздуху. Очень жаль, что, увы, со времен Вранчича было потеряно почти два столетия, прежде чем люди вновь обратились к парашюту.
В 1784 году человеку впервые удалось оторваться от земли и полететь. Слава первых создателей воздушного шара и воздухоплавателей выпала на долю двух французов - Жозефа Мишеля Монгольфье и Себастьяна Ленормана. Еще задолго до изобретения воздушного шара, наполненного горячим воздухом, Жозеф Монгольфье занимался конструированием спасательного аппарата - парашюта. Он понимал, что в полете может возникнуть такая ситуация, когда воздухоплаватель должен будет покинуть гондолу воздушного шара. Но как в таком случае благополучно достигнуть земли?
После того, как братья Монгольфье вместе сделали расчеты сопротивления воздуха, провели предварительные опыты и изготовили парашют, Жозеф поднялся на крышу родительского дома и бросился вниз в присутствии многих земляков и родных. Несмотря на удачное приземление, его близкие потребовали от него обещания больше никогда не рисковать и не испытывать лично собственные парашюты. Это было, как утверждает авиационная хроника, в 1777 году. Далее парашют совершенствуется, что вполне логично.
Помилование с небес
В том же 1777 году испытывалось еще одно "летающее устройство". Парижский профессор Дефонтаж предложил для безопасного спуска с большой высоты на землю особый изобретенный им "летающий плащ", состоящий из бесчисленного количества мелких птичьих перьев.
Изобретатель обратился к судебным властям и попросил предоставить в его распоряжение смертника, которому и надлежало испытать необыкновенный плащ… Совершить прыжок - с условием получить помилование, если опыт окончится благополучно, - согласился приговоренный к смерти преступник Жан Думье. В сопровождении стражников Думье отправился к парижскому оружейному складу, где его ожидал профессор. Для наблюдения за опытом собралось множество любопытных. Думье влез на крышу. Сам профессор Дефонтаж надел на него плащ и проинструктировал его так:
- Держите руки горизонтально и старайтесь парить как птица, ничего другого от вас не требуется.
Думье прыгнул. Публика с удивлением смотрела на сравнительно медленно опускавшегося в воздухе человека в плаще, покрытом перышками. Сначала ветер даже начал относить его в сторону. Но внезапно Думье стремительно полетел вниз. Все ужаснулись. Однако у самой земли Думье немного задержался, восстановил равновесие, потерянную горизонтальную устойчивость, медленно коснулся земли, упал. Но остался совершенно невредим. На радостях изобретатель вручил Думье кошелек с золотом.
Примерно в одно время с Монгольфье проводил эксперименты с парашютами и его земляк физик Луи Себастьян Ленорман. В одном из документов, направленных в академию, в Лионе, он описал свой первый прыжок, выполненный 26 декабря 1783 года с высокого дерева в городе Монпелье в присутствии многочисленных зрителей.
О "летающих плащах" шли споры, создавались различные "выкройки" подобных плащей - парашютов во многих странах, но такого успеха, какого достигли профессор Дефонтаж и уголовник Думье, никто больше не достигал. Как правило, опыты заканчивались печально…
Ранец Глеба Котельникова
Немало людей внесли свой вклад в дело развития парашютизма. Однако особая роль уготована была судьбой Глебу Котельникову.
Котельников не был конструктором. Он служил в артиллерии, откуда уволился в чине прапорщика. Ему довелось стать случайным свидетелем трагической гибели летчика Мациевича, и он дал себе слово найти средство спасения авиаторов. В конце 1911 года он подал авторскую заявку на свою парашютную систему. Но по-настоящему свои конструкторские способности Глеб Котельников смог развернуть уже после революции, когда ему были предоставлены все условия для работы. Котельниковым в очень короткие сроки были разработаны оригинальные конструкции новых спасательных и грузовых парашютов. Оценочная комиссия по делам изобретений рассматривала предложение Котельникова, которое называлось "Автоматический ранец - парашют", это было зимой 1921 года. Парашют этот выгодно отличался тем, что мог компактно, аккуратно складываться в ранец, и оттуда отлично при необходимости без проблем мог выходить. До этого парашюты были безранцевыми.
За свое изобретение конструктор был поощрен военной комиссией премией в размере 500 000 рублей! Далее Котельников разработал еще немало вариантов парашютных систем. Но сам принцип работы ранцевого парашюта до сих пор актуален. Ранцевый вариант разрабатывается и совершенствуется НИИ парашютостроения во всем мире, и до сих пор.
На чем прыгают сегодня
На аэродромах мира сегодня наиболее популярны парашюты типа "летающее крыло", то есть имеющие форму прямоугольника. Они имеют особенную конструкцию. А их аэродинамические свойства основаны на теории (и практике) "обтекаемости капли". Качество ткани обеспечивает необходимую воздухопроницаемость, что сообщает летательному аппарату определенную скорость по горизонту и по вертикали. Если раньше запасные парашюты делались отдельными, и цеплялись впереди спортсмена, то сейчас запасной и основной купола находятся в одном ранце - за спиной, но сложены они отдельно, как предусмотрено конструкцией. Однако для тех, кто начинает свои шаги в небо, еще применяются запасные парашюты типа "ПЗ", которые надо крепить впереди, что весьма удобно для новичков. Наиболее популярны среди спортсменов скоростные американские парашюты "Парафоил", также имеющие форму прямоугольника. Однако российские конструкции тоже хороши.
Если говорить о современных парашютах вообще, то прогресс невозможен без них. Судите сами: и космические аппараты спускаются на парашютных системах, и бронетехника - танки, например, а также контейнеры и грузы для таежников и нефтяников, вплоть до бульдозеров. Это весьма удобно. Все, конечно, знают - что тормозные парашюты применяются в сверхзвуковой авиации при посадке истребителей, бомбардировщиков, но такие шьются из наиболее грубой и сверхпрочной парашютной ткани, а пахнут они как после многих применений - если б вы знали!
Казахстанские асы
Еще пару лет назад наши спортсмены прыгали на довольно поношенных, потрепанных (некоторые были даже с заплатками), парашютах б/у, которые они приобретали порой у заокеанских же соперников! Но, тем не менее, наши асы с их поистине великой волей к победе, помноженной на талант и трудолюбие, становились чемпионами Азии и Океании. В последнее время военное командование Сил Воздушной Обороны (прежде - ВВС) РК стало внимательно следить за успехами воздушных спортсменов и всячески поддерживать их по мере возможности.
Еще на чемпионате мира в Венгрии в начале 90-х годов спортсмены всего мира подходили к нашим казахстанским парашютистам, чтобы посмотреть на запасной парашют "ПЗ-81", который крепился впереди. Для иностранцев это было уже музейным экспонатом.
Победить соперника в его же небе
На чемпионате Азии и Окении, проводившемся в Китае в 2001 году наши спортсмены победили соперников в их же небе на старых, вылинявших парашютах б/у. Абсолютный чемпион Азии и Океании 2001 года, мастер спорта международного класса Вячеслав Ли, член команды СПК, рассказывал впоследствии:
- Китайцы великолепно оснащены, можно сказать, что вооружены до зубов, - у них отличная экипировка, парашюты, техника, самолеты, вертолеты, многочисленные тренировки! У них отдельные парашюты и для работы по точности приземления, и для работы на групповую акробатику! Но, тем не менее, нам удалось победить, выиграть в этом чемпионате, который проходил на их родной земле, которую они изучили "от и до". Прыжки на точность приземления проходили почти на берегу Китайского моря, в 20 метрах от волн. Свои заходы "на ноль" я делал под крики чаек. Когда после окончания чемпионата мы отплывали на пароходе, мы увозили в своем багаже вместе с парашютами б/у, приобретенными ранее у конкурентов, наше, честно заработанное в упорной борьбе "золото", и нам вслед долго еще кричали китайские чайки.
Под крики диких обезьян
На чемпионате Азии и Океании, проводившемся в 2003 году в Малайзии, несмотря на тропические, незнакомые условия, тропические дожди и туманы, они вновь стали чемпионами, где, кроме прочих призов, завоевали еще и так называемые "золотые яйца" - символ счастья и благополучия, - эти подарки, как и золотые медали, им вручал местный султан.
Елена Валявина, Ольга Федоренко, Наталья Халявка, Бибигуль Рамазанова, Инна Анцупова - наши замечательные парашютистки!
Мужская команда - Юрий Сабад, Валентин Валявин, Вячеслав Ли, Леонид Дудкин, Арсений Тарабаев, Николай Игнатьев, Андрей Карпович, Алексей Тян, Александр Пауль, Игорь Штоль - это гордость Сил Воздушной Обороны ВС Казахстана!
Юрий Сабад, мастер спорта международного класса о чемпионате Азии и Океании 2003 года:
- В тропиках работать сложнее, это не только экзотика, но и неожиданные опасности в виде многослойных облаков, плотный, отличающийся от нашего, воздух, в котором парашют работает уже иначе, приземление на точность, "на ноль" уже сложнее. Рядом - океан, с которого и идет интенсивное "испарение". Приземление может случиться из-за резкой смены направления ветра и в джунгли, находящиеся буквально рядом. А в них, как нас неоднократно предупреждали, кишмя кишат змеи, ядовитые пауки и самое ужасное, - дикие, агрессивные обезьяны, чьи душераздирающие крики порой доносились до места приземления! Но, слава богу, мы все приземлялись как можно более точно. Наша мужская команда - чемпионы по групповой точности приземления, - завоевала кубки и 10 золотых медалей на чемпионате Азии и Океании в городе Куантан, затем почти сразу же на всемирных азиатских соревнованиях "Паханг Челлендж" мы показали те же результаты, доказав, что наш успех не был случайным! Игорь Штоль в личном первенстве завоевал 2-е место и серебряную медаль на чемпионате Азии и Океании, а на "Паханг Челлендж" - 3-е место и бронзовую медаль.
Из девчонок у Лены Валявиной 3-место в личном первенстве на чемпионате Азии и Океании.
На этом чемпионате наша мужская команда впервые выступила в упражнении по "купольной" акробатике. И … заняла третье место! Надо сказать, трудно бороться с конкурентами, у которых больше проходит тренировочных прыжков. Мы же не так часто имеем возможность прыгать. Мы прекрасно видим, как наш Дед (это прозвище рекордсмена мира подполковника В.Н.Титова, главного тренера, которого все обожают) "выбивает" прыжки, вертолет, технику. Работает его "авторитет", к которому с уважением и почтением относятся, как относились и прежде в ВВС (военно-воздушных силах). Даже деньги на поездку - за это необходимо побороться, убедить командование в необходимости поездки на чемпионат, а на чемпионате уже доказать (себе и другим), что все это делается и делалось не зря!
Парашютный "Дед" Советского Союза
Много лет назад автору невероятно повезло встретить в далекой солнечной Алма-Ате человека, который родился в пяти километрах от места рождения моих предков, - в глуши Ульяновской области (прежде Симбирской губернии). Это совпадение - добрый знак судьбы. Узнав, что я прежде занималась в Казанском аэроклубе, затем в Саратовском летном училище, была членом команды СВВАУЛ и параллельно - военным специалистом, укладчиком парашютов, - Титов сразу подобрел ко мне. И я очень благодарна ему за то доверие, в результате которого мне удается порой оказаться на борту вертолета и писать репортаж прямо оттуда. Когда прихожу в церковь, то ставлю свечи за здоровье "Деда", которому я, как и другие парашютисты, многим обязана!
Он был совсем мальчишкой, когда началась война. Смелость и отвага позволяли ему быть в числе первых во всем. Краткий курс в десантном училище остался в памяти как сон. При форсировании Днепра приходилось десантировать людей и технику. Так, пулемет "Максим" с боеприпасами спускали замотанным в чехол, на отдельном парашюте. Были и прыжки с дирижаблей, порой с высоты даже 300 метров. Раньше парашютисты были уязвимей для противника. Почему? Да потому, что парашюты не были столь совершенными, хорошо управляемыми, как теперь. Врагу было легко попасть в медленно перемещающийся по небу объект, в практически беззащитную мишень.
После войны он военное дело не оставил, парашютные прыжки - захватывающее занятие. Василий Никифорович воспитал не одно поколение чемпионов СССР. Сотни парашютистов со всех концов СНГ и мира шлют ему письма, открытки, звонят, заезжают проездом, в общем, любят и помнят! Вообще-то раньше он служил в Московском военном округе, в войсках ПВО, где и занимался парашютно-десантной подготовкой, спортивной подготовкой молодых кадров. Затем судьба закинула его в Узбекистан, где было немало хороших аэродромов. В итоге - заслужил звание "Заслуженного тренера Узбекской ССР". Его команда (женская) дважды завоевывала золотые медали чемпионов на Спартакиаде народов СССР, в 1975 году в Вильнюсе, затем на аэродроме "Чайка" близ Киева в 1979 году.
Золотые медали - за подготовку чемпионов!
За подготовку чемпионов СССР ему тогда вручили золотые медали, как и положено. Вроде бы просто работал, а на деле получилось, что воспитал очень много чемпионов. Видимо, привычка у него такая - все делать "на совесть", и оттуда соответствующие результаты. В молодости сам устанавливал рекорды на точность, причем не только днем, но и ночью. Конечно, тогда были другие парашюты, другие нормативы, но вот характер человека как был упорным в достижении поставленной цели, таким и остался. Именно этому и учит свою команду: работать, по сантиметру, по драгоценной секунде приближаясь к чемпионскому успеху, не падая духом, не опуская рук от травмы или ошибки!
И постоянно "пилит", учит, указывая на всякого рода ошибки. Он чувствует человека насквозь, как белый маг, и воспитывает своих спортсменов, каждую минуту требуя с них работы по оттачиванию мастерства, силы духа, благородства, отваги, учит любить свое дело и по-доброму относиться к миру, к другим людям.
- Василий Никифорович, как удалось создать хорошую команду парашютистов, ведь с распадом СССР парашютные клубы постепенно перестали работать?
- Да, с развалом СССР технические виды спорта в Казахстане приблизились к грани исчезновения. Я счастлив, что командование, Министерство Обороны страны сделало очень многое, чтобы сохранить парашютный спорт для Казахстана.
Был исторический момент в 1993-м году на Кубке Президента по теннису, когда отважные воспитанники Титова грациозно, изящно, точно приземлялись на стадионе ЦСКА, после чего восхищенный Нурсултан Назарбаев отдал им все 18 своих подарков, в том числе и Титову - часы.
Тогда-то находчивый Дед - десантник и обратился с просьбой к Президенту с просьбой: помочь в организации штатной профессиональной парашютной команды. Фото, где парашютисты (и Титов в том числе) стоят рядом с Президентом страны, висит в СПК на самом почетном месте, на снимке запечатлен очень дорогой момент в жизни парашютистов СПК, когда впереди обозначились перспективы на успех. Назарбаева они чтят особенно, они ему признательны и благодарны…
Сам Дед сделал свой "крайний" прыжок в 75 лет, но здоровье - уже не то!
В этом году он отметил свой юбилей - 80- летие. Нет, он не занимается йогой, не дружит с тибетским ламой, просто он жив исключительно парашютным спортом, в этом смысл его жизни! Любви к небу - все возрасты покорны!
В конце сезона - разбор полетов
В конце спортивного сезона принято делать большой "разбор полетов". Свой юбилей СПК отметил приличными успехами. Поездка на военный чемпионат мира по парашютному спорту в Австрию, в городе Кремс, принесла хороший опыт. Погода была почти идеальной. Но чемпионат мира - очень горячее место, где собрались такие асы, которые прыгают у себя дома иногда в день по 7 прыжков, а за сезон "напрыгивают" почти 1000 прыжков, в то время как спортсмены СПК рады и тому, что им повезло сделать за лето хоть по 200 (редко по 300). Однако упорная борьба дала свои результаты: женская команда в составе Елены Валявиной, Ольги Федоренко, Натальи Халявки, Бибигуль Рамазановой, Инны Анцуповой показали прекрасные результаты и выиграли общекомандное 5-е место в мире по классическому парашютизму. Мужчины выступили также успешно - среди команд из 32 стран мира выиграли 20-е общекомандное место, хотя были и такие удачные дни, когда по точности приземления алматинцы были в пятерке сильнейших.
55 медалей
Почти через трое суток спортсмены СПК были уже на другом материке - в самом центре Азии. Устроители чемпионата Азии и Океании близ китайского города Урумчи вычислили центр Азии и выложили знак, возле которого и происходило приземление по точности на "электроноль", фиксирующий сантиметры и миллиметры от центра - ноля.
Однако погода в Урумчи была довольно экстремальной, - смерчевые "закрутки" шли столбами, что часто отбрасывало парашютиста, заходящего "на цель" волной ветра назад. Это очень осложняло приземление. Тем не менее парашютисты СПК на чемпионате Азии и Океании выступили весьма успешно, несмотря на то, что такая погода им была непривычной, не то, что местным. Мужская команда заняла 3-е место по групповой точности приземления, 1- е место - по групповой парашютной акробатике (рабочее время их - 20 секунд всего), 2-е место по купольной акробатике. В составе мужской сборной были военные асы Юрий Сабад, Леонид Дудкин, Игорь Штоль, Вячкслав Ли, Валентин Валявин, Николай Игнатьев, Алексей Тян, Михаил Матвиенко, Сергей Жолдин, Андрей Карпович, Александр Пауль.
Женская команда выступила замечательно, - завоевала 2-е место по групповой точности приземления: Елена Валявина, Ольга Федоренко, Инесса Степанова, Инна Анцупова, Бибигуль Рамазанова. Спортсмены завоевали в общей сложности 55 медалей, из них 7 - золотых, 21 - серебряная, 27 бронзовых.
Поездка состоялась благодаря спонсорской поддержке Сил Воздушной Обороны ВС РК.
Недавно парашютисты СПК наконец-то приняли участие в чемпионате мира по парашютному спорту, проходившему в Хорватии. Однако хватило средств только на мужскую команду, да и то на состязания по групповой парашютной акробатике, среди "четверок".
Говорит Алексей Тян, участник этого чемпионата:
- Мы выехали впервые на такой чемпионат. Погода была вначале не очень благоприятной, но после улучшилась, а в конце испортилась, даже не все упражнения разыграли.
- С какой высоты вы прыгали?
- С трех тысяч метров, с вертолета "Ми-8".
- Много было команд?
- Конечно, весь мир был представлен, но в упражнении по групповой парашютной акробатике участвовали не все. Китайцы, например, не приняли участия в этом упражнении.
Из 21 команды мы заняли 20-е место, оставив позади только исландцев. Таков был наш дебют на чемпионате мира в состязаниях по парашютной групповой акробатике. Наша команда: Андрей Карпович, Александр Пауль, Михаил Матвиенко, Николай Игнатьев, ну и я.
Групповая парашютная акробатика предполагает собирание в небе спортсменов в различные "фигуры", затем следуют перестроения, засчитывается время. В секундах, разумеется. Жребий вытягивает капитан команды, в конверте - список перестроений, их последовательность. В каждой команде должен быть свой кинооператор, летящий с ними бок о бок в небе, снимающий весь прыжок от начала и до конца. Внизу судьи заберут камеру и будут по съемке высчитывать баллы, ошибки, секунды и так далее. Для несведущих поясню: все происходит согласно законам Ньютона, - тела падают с постоянным ускорением, а в целом со скоростью около 50 метров секунду! Взяться за руки, затем перестроиться в таком бешеном потоке очень не просто. Огромный вклад в дело воспитания спортсменов вносят опытные асы СПК.
Анна Коростина, мастер спорта, на счету которой несколько тысяч прыжков с парашютом, сама в прошлом была рекордсменкой СССР и мира именно в таких прыжках, в групповой парашютной акробатике. Весь свой опыт, до последней крупинки, она передает юному поколению.
Как видим, и там наши парашютисты не стали последними, хотя первые места, конечно же, заняли те, кто прыгает непрерывно с момента изобретения парашюта - европейцы.
Василий Никифорович Титов "пробивает" сейчас возможность новых мероприятий, все для дальнейшего прогресса парашютного спорта. Но это пока секрет.
Мы все счастливы там, где нам особенно хорошо. Мы счастливы на аэродроме!

На фото автора: Ольга Федоренко на высоте 3000 метров. Снимок сделан с борта "Ми-6".