Разбор падения

Напомним, ракета стартовала с 81-й площадки Байконура 2 июля в 8.38 по времени Астаны. Почти сразу она резко отклонилась от траектории полета, начала распадаться в воздухе, упала неподалеку от места старта и взорвалась. На борту ракеты-носителя находилось, по некоторым оценкам, около 600 тонн гептила, амила и керосина. На месте падения образовалась огромная воронка размером 20 на 40 метров, а также гептиловое облако от взрыва.

Сразу после происшествия многие эксперты поспешили успокоить население: мол, гептиловое облако не должно оказать серьезного влияния на экологическую обстановку. Первый испуг у людей прошел быстро, затем возникли вопросы, касающиеся безопасности и последствий падения космической махины.

16 июля в Кызылординском областном акимате состоялось совещание под председательством заместителя акима области, специального представителя Президента Республики Казахстан на комплексе Байконур Рзакула НУРТАЕВА, на котором были озвучены причины и последствия взрыва ракеты “Протон-М”.

По словам Рзакула Нуртаева, причиной аварии ракеты могла стать ошибка сборщиков, которые предположительно поставили прибор вверх ногами.

В городе Байконыре, поселках Торетам и Акай отбираются пробы почвы и воздуха. По информации директора общественного объединения “Региональный центр экологии и охраны здоровья населения Приаралья” Смагула СЕИТОВА, в них компонентов ракетного топлива не обнаружено.

Казахстанские эксперты подтверждают загрязнение гептилом в центре воронки. Предельно допустимая концентрация здесь превышает норму в 527 раз. По словам Смагула Сеитова, даже если на данный момент никакого влияния на здоровье населения эта катастрофа не оказывает, это еще не означает, что гептил не приносит никакого вреда здоровью человека. Последствия катастрофы могут отразиться на генном уровне спустя годы после ЧП.

Разговоры об уменьшении и даже полном исключении использования гептила, являющегося самым дешевым и самым опасным ракетным топливом, от которого уже давно отказался весь мир, ведутся давно, примерно с 1994 года. За это ратуют представители неправительственных организаций региона, которые требовали от российской стороны компенсации за причиненный ущерб природе и населению Приаралья.

Окончательные итоги по ликвидации последствий катастрофы будут подведены 25 июля на заседании правительственной комиссии.

Байконур – Кызылорда