Наблюдающееся в последние годы поступательное развитие отраслей сельскохозяйственного производства, к сожалению, не привело к адекватному отображению в социальной сфере.
В этом можно легко убедиться самому, стоит только отъехать километров за 50 -100 от Астаны или Алматы, не говоря уже о любом другом областном городе.
Рафинированные и избалованные городские жители попадают практически на другую планету, в суровые, непривычные для них условия жизни.
Жители села очень часто лишены элементарных бытовых удобств, социальной и инженерной инфраструктуры. Более 63% сельских населенных пунктов используют для питья воду из децентрализованных источников снабжения, где качество воды не соответствует нормативным показателям.
Еще 265 сельских населенных пунктов (3,5% от общего числа - сотни поселков), не обеспечены электроэнергией, из-за отдаленности и низкого технического состояния дорог, свыше 500 населенных пунктов не имеют автомобильного сообщения.
На крайне низком уровне находится система жизнеобеспечения сельского населения: качественное медицинское обслуживание, приобретение лекарств, профессиональное образование.
Медучреждениями обеспечены только 80% сельских населенных пунктов, в 1370 отсутствуют фельдшерские пункты, только 73% сел охвачены общешкольным образованием, а в 1606 населенных пунктах школ просто нет.
В обеспечении населения коммунально-бытовыми услугами, по-прежнему, наблюдается значительное отставание от города. Для решения любой своей бытовой проблемы сельчанин должен потратить в несколько раз больше времени, усилий, да и денег, чем горожанин.
Еще хуже положение со связью. Подавляющее большинство сельского населения живет в условиях ограниченного информационного поля, 37% населенных пунктов не обеспечены телефонной связью.
Сотовая связь на селе также крайне ненадежна, об Интернете нет и речи.
Статистические данные неумолимо свидетельствуют, что сельчане сильно отстают в социально-бытовой сфере от городских жителей.
Общая площадь жилищного фонда, в расчете на одного сельского жителя, составляет 15,2 кв. м;
в детских садах, в расчете на 100 детей, приходится 12,6 мест.
На 1000 человек сельчан приходится также всего 243 ученических места, 7,5 больничные койки.
Количество радиоточек на 100 жителей - 35; телефонов на 1000 жителей - 58 номеров; протяженность дорог общего пользования с твердым покрытием на 1000 га территории - 0,3 км.
Эти показатели намного ниже нормативного уровня. Весьма сильное отставание от города наблюдается и в обеспечении населения коммунально-бытовыми услугами.
К примеру, продажа газа, в расчете на одного сельского жителя в месяц, составляет 25 куб.м, тогда как в городе - 116,2 куб.м;
среднесуточный отпуск воды, соответственно, 83 и 239 литров;
объем оказанных услуг колеблется от 9 до 4281 тенге в месяц, что в 2,5 раза ниже городского уровня.
И эта картина объективна: казахстанские ученые проводили обследования в восьми сельских округах Алматинской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Кызылординской, Северо-Казахстанской и Южно-Казахстанской областей республики.
Так, в сельских округах "Аккум" Жалагашского района Кызылординской области и "Енбекши" Коксуского района Алматинской области по отдельным отраслям сельской социальной и инженерной инфраструктуры фактическая обеспеченность населения намного ниже нормативного уровня.
Поэтому, в перспективе (до 2010г.) необходимо по отдельным направлениям социальной сферы заложить объемы капитального ремонта и новое строительство объектов социальной и инженерной инфраструктуры с целью дальнейшего улучшения предоставляемых сельскому жителю этих сельских округов социальных услуг, как по объему, так и по ее качеству и доведение ее до уровня национальных социальных стандартов.
По расчетам ученых, дополнительная потребность в финансовых средствах на 2005-2010 годы по сельским округам "Аккум" и "Енбекши" соответственно составит 184,5 и 62,7 млн. тенге, а в расчете на одного жителя - 92485 и 20718 тенге. Весь вопрос в том, получат ли сельчане эти деньги?
Возрождение и дальнейшее развитие социальной сферы казахстанского села невозможно без ее решительного преобразования.
Без помощи государства здесь не обойтись. Программа "Аул", на которую государство выделило немалые средства, помогла немного снизить остроту социальных проблем на селе, но отнюдь не разрешила их полностью.
По мнению специалистов, занимающихся этими проблемами, необходимо размещение объектов социальной инфраструктуры в крупных населенных пунктах (центральных усадьбах хозяйств) с тем, чтобы оптимизировать затраты на их содержание в расчете на одного жителя, при одновременном развитии выездных форм обслуживания жителей малых поселков и аулов.
Необходимо скорейшее завершение процесса передачи принадлежащих сельхозпредприятиям объектов социальной инфраструктуры в коммунальную собственность.
Также обязательно укрепление финансовой базы местных органов самоуправления, закрепления за ними постоянных источников поступления денег от налогов и других платежей в бюджет. На селе должна быть дееспособная и финансово обеспеченная местная власть, чтобы оперативно решать возникающие хозяйственные и социальные проблемы.
Огромные, без преувеличения, социальные достижения села в советский период, за годы безвременья и экономического кризиса, были утрачены.
Очень многое придется сейчас начинать "с нуля".Потребуется восстановление детских садов, клубов и домов культур, библиотек и их комплектование, строительство участковых больниц и аптек, спортивных сооружений, типовых школ, соответствующих стандартам перехода на двенадцатилетнее образование.
По расчетам казахстанских экономистов и ученых, для этого за пятилетие 2005-2010 г.г. потребуются дополнительные финансовые средства в сумме 182,4 млрд. тенге.
Деньги такие у государства есть, и задача восстановления села будет решена тем скорее, чем эффективнее будут программы их использования.
Для решения проблем социально-бытового обслуживания сегодня предлагают развивать территориальные системы торгового и бытового обслуживания, разрушенные в результате коммерциализации.
Для этого необходимо реанимировать основное организационно-структурное звено потребительской кооперации - сельские потребительские общества, являющиеся, в свою очередь, важными элементами гражданского общества.
Учитывая особенности сельского образа жизни, необходимо пересмотреть и приоритетные направления развития бытовых услуг, включающие ремонтно-восстановительные виды (ремонт обуви, швейных и трикотажных изделий, радиоаппаратуры, бытовых машин, оборудования и приборов), услуг по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств, по строительству, ремонту жилья и подворных построек и т.д.
Для удовлетворения населения в бытовых услугах на уровне социальных стандартов необходимо дополнительное строительство социально-бытовых объектов на сумму 42 млрд. тенге.
В небольших населенных пунктах предлагается шире практиковать строительство комбинированных предприятий, состоящих из магазина и столовой (кафе), магазина и заготовительного пункта и т.д. Общественное питание на селе должно развиваться по двум направлениям. Первое - это сеть пунктов питания закрытого типа, предназначенная для удовлетворения потребности в горячей пище по месту работы и учебы.
Второе - открытая или общедоступная сеть. Потребность в этих услугах будет возрастать по мере увеличения доходов и повышения уровня жизни сельских жителей.
В области инженерного обустройства необходимо повысить уровень обеспеченности населенных пунктов качественной питьевой водой, электроэнергией и газом, предусмотреть модернизацию существующих и строительство новых систем телекоммуникаций путем замены аналоговых АТС на цифровые и обеспечить сельчан надежной почтовой связью.
Важнейшая задача - восстановление и прокладка новых внутрипоселковых дорог с асфальтовым покрытием. На эти цели потребуется 375,7 млрд. тенге.
Все меры необходимо реализовать уже в ближайшую пятилетку, привлечь сельское население, тем самым заметно снизив остроту проблемы занятости на селе.
Затраты на эти цели потребуются большие и взять их, кроме как в государственной казне, негде.
Однако на них необходимо пойти, чтобы остановить деградацию села, поднять престиж и качество сельской жизни на современный уровень.