На первый взгляд коллекция Петрова весьма эклектична. Старинные музыкальные инструменты соседствуют с альпинистским снаряжением, акульими зубами, керогазами и телефонами. Есть даже знаменитая авоська, сетчатая сумка советской поры, ее держали в кармане на всякий случай, авось пригодится прикупить что-либо по дороге.
Удивительно, что все это многообразие вещей хранится на даче у путешественника в почти идеальном порядке. Да и сама “вилла” отнюдь не напоминает захламленное древностями пространство. Ухоженные лужайки с газонной травкой, розы, яблони, молоденькие ели, туи, сохраняющие свою привлекательность даже в позднюю осеннюю пору. А среди них приютились серебристые бюсты Ленина и Карла Маркса. Музей в этом садовом пространстве выглядит как полный юмора и ностальгии сюрприз для гостей:
– Бюст Карла Маркса в 2000 году выбросили на свалку из общежития мединститута. Есть у меня и книга этого великого философа – “Капитал” 1932 года издания.
Один из стеллажей раритетов стилизован в духе послевоенного советского быта. Граненые стаканы, графины и тарелки. Рядом прялки, самовары, котелки прошлого века и часы с кукушкой. Для тех, кому интересно послушать виниловые пластинки с ретромузыкой – советские радиолы “Беларусь”, “Урал”, “Латвия”. Есть даже столетний деревянный бабушкин сундук. Трудно себе представить, но именно с такими дамы путешествовали много лет назад. Другой уникальный предмет – чемодан времен Первой мировой войны некоего господина Курца. Как он попал в наши края – неизвестно, по сей день на нем виден адрес: “Германия, Гамбург – Райнбек, Ретхен аллее”.
Не менее удивительный предмет – каменное ядро из крепости Жанпык-кала из Каракалпакии. Видимо, такими “подарками” враги атаковали стены древнего города. А вот полудрагоценные камни из Монголии и черепки из раскопок средневековых казахстанских городов – Отрара, Саурана, Сыгнака и Каратобе. Есть даже кусок обшивки космического корабля “Буран” и осколок его лобового стекла толщиной около 3 сантиметров, привезенные с Байконура.
– Кстати, а где добыли такой интересный камень в виде фаллоса? – интересуюсь у путешественника.
– Каменный фаллос я привез в 1991 году из Тувы с реки Хамсара – притока большого Енисея. Для тувинцев – это начало жизни. В целом география мест, откуда прибыли эти вещи, – Монголия, Россия, Германия, Казахстан, Узбекистан, Киргизия. Что-то купил на рынках, что-то собрал во время поездок, что-то подарили друзья. Мы же все выходцы из Советского Союза. С той порой связана часть нашей жизни. Эти вещи напоминают о путешествиях, событиях и как-то согревают душу.
В доме же у географа расположилась коллекция, с нее все и начиналось. Здесь целое панно с аккуратно развешенным альпинистским снаряжением. Середина ХХ века стала периодом расцвета советского альпинизма. И альпинистские раритеты удостоены самого почетного места. Вот самая старая вещь – альпеншток, первое в истории приспособление для альпинистов. Вот страховочный ремень, рюкзак конструкции Абалакова, ледовый и скальный молотки, чтобы забивать крючья в расщелины скал. Вот альпинистские ботинки с триконями, металлическими шипами. Каждый триконь привернут к подошве шурупами. Есть кожаные с мехом внутри рукавицы, штормовки. Есть у Петрова и коллекция советских фотоаппаратов. Среди них “Зоркий” выпуска 1958 года, “ФЭД-3” и “Смена”. И даже гармошка, которой больше 120 лет, и старинный компас российского мастера Аурина, который коллекционеру подарили в Уштобе.
Александр настолько увлекся альпинизмом, что в 1993 году побил очень важный для себя рекорд, покорил пик Ленина высотой 7 134 метра над уровнем моря:
– Был молодой, хорошо себя чувствовал, вот и забрались с друзьями из Турции и Германии так высоко. А к путешествиям пристрастился после окончания в Алматы географического факультета пединститута имени Абая. Тогда в отпуск мы постоянно выбирались то на Камчатку, то на Южный Алтай, то в Восточные Саяны. Самодеятельный туризм был народным увлечением. Это были времена покорителей Северного и Южного полюса, вся страна знала путешественников – таких как Федор Конюхов. К нам в горы Тянь-Шаня прибывали туристы из Ленинграда, Москвы, Латвии, Литвы, Эстонии, Белоруссии, Украины, Крыма, из городов Сибири. Чуть ли не весь Советский Союз путешествовал из края в край по всей стране.
– А Казахстан я обошел и объехал почти весь, – продолжает путешественник Петров, – осталось лишь посетить два плато, Актолагай и Аккергешен, расположенные на границе Актюбинской и Атырауской области. Это самые знаменитые в Казахстане места древних палеонтологических известковых отложений. По красоте они сравнимы с урочищем Бозжыра на плато Устюрт на Мангышлаке.