Рапсодия жизни Мукана Тулебаева

C самого рождения Мукан Тулебаев, оставивший ярчайший след в музыкальной культуре Казахстана, был особенным. 13 марта 1913 года он появился на свет не в привычном виде, как бывает с младенцами. Тажибала Акшалова родила сына в околоплодном пузыре, как говорят в народе, – в рубашке. Такие люди считаются везунчиками. Но везение без труда, так же как и талант, случается редко.

Музыкальный дар достался Мукану от матери. Тажибала слагала песни, участвовала в айтысах, слыла народной поэтессой. Определиться с интересами на всю жизнь помог и родной дядя Апырбай, научив будущего композитора в шесть лет играть на домбре. Позже Мукан играл и на гармонике, исполнял кюи, песни, окончил литературное отделение Капальского педагогического техникума, проучился три года. Но, когда умер отец, он, как старший в семье, вернулся домой, работал счетоводом-бухгалтером, активно участвовал в художественной самодеятельности.

 В 1936 году потенциал молодого провинциала из аула Самеке (около Талды-Кургана) заметили и отправили получать музыкальное образование в Москву. Специалист по хранению фонда Госмузея РК Алма УМБАЕВА показывает нам черно-белую фотографию казахской группы, обучавшейся в студии при Московской консерватории им. П. И. Чайковского. Среди них – студент Тулебаев:

– Он поступил на вокальное отделение, потом перевелся на композиторское, но не успел окончить учебу – началась война. Ушел добровольцем на фронт, но из-за слабого здоровья был демобилизован.

В Алма-Ату вчерашний студент вернулся в декабре 1941-го и познакомился здесь с Евгением Брусиловским, сильно повлиявшим на его жизнь.

– В 1939 году открылся филиал Союза композиторов Казахской ССР, Брусиловский стал его первым председателем, – поясняет исследователь творчества Мукана Тулебаева, кандидат искусствоведения, профессор консерватории им. Курмангазы Нургиян КЕТЕГЕНОВА. – В годы Великой Отечественной войны было создано много патриотических песен, их писали и сам Брусиловский, и другие композиторы старшего поколения, и Тулебаев. Он создал композиции “Поход”, “К победе”, “Комсомол”, написал первую песню лирического характера – “Песню о Тане”, посвященную Космодемьянской. Затем сочинил “Жди меня, жди” и “Вышитый платок”…

В Алма-Ате он идет к пику своей деятельности. Работает в ансамбле народных инструментов, начинает создавать первые оркестровые произведения. Его “Поэму” для скрипки и фортепиано слушатели приняли благосклонно. Евгений Брусиловский очень симпатизировал молодому Тулебаеву и поддерживал его. Так, он пригласил его в соавторы для создания оперы “Амангельды”. В 1946 году на свет появилась его самостоятельная опера – “Биржан и Сара”, которую ждал феноменальный успех.

– Тулебаев в 23 года начал профессионально учиться музыке, в 28 лет уже создал первое произведение, а в 33 закончил знаменитую оперу “Биржан и Сара”, – говорит Нургиян Салимовна.

Здесь хотелось бы прояснить отношения между двумя великими композиторами – Тулебаевым и Жубановым.

– У Мукана было положительное отношение и к Ахмету Жубанову, и к Евгению Брусиловскому, – говорит Нургиян Кетегенова. – В 1947 году Брусиловский и музыкальный редактор ГАТОБа написали письмо о национализме Жубанова, что он получил все звания без защиты, и так далее… В 1951-м было написано еще одно письмо, и Брусиловский попросил Тулебаева его подписать. Он, не думая, подписал – раз просит его педагог. Статья вышла в “Казахстанской правде”. Тулебаев очень переживал, что так получилось. Жубанов в своей жизни был трижды репрессирован – для одного человека это слишком много…

Позднее на пленуме Союза композиторов Тулебаев выступил с резкой критикой Брусиловского, публично реабилитируя Жубанова. Исследователи считают, что этой истории не было бы, если бы каждый получил по заслугам. Возможно, Евгения Григорьевича обижало, что его ученики – а он вырастил целую плеяду композиторов Казахстана более чем за 30 лет – получали госпремии и звания народных артистов СССР, одним словом – признание, а он был словно невидимым “станком” по производству этих шедевров...

Когда в 1953 году Ахмета Жубанова оправдали, в тот же день Тулебаев вместе с композитором Бахытжаном Байкадамовым пришли к нему домой.

– Приготовили бесбармак, все дети Жубанова собрались за столом, и Мукан Тулебаев при всех извинился перед Ахметом Куановичем, – говорит Нургиян Кетегенова. – И он его простил, по-настоящему. В 1963 году Жубанов написал брошюру к 50-летию Мукана Тулебаева. Если бы не простил, то не сделал бы этого. С 1953 года и до смерти Тулебаева в 1960 году они постоянно общались, обсуждали многие вопросы. И мы сейчас говорим, что и Брусиловский, и Жубанов, и Тулебаев были гениями, теми редкими выдающимися людьми эпохи, которые оставили потомкам несметные сокровища в виде своих произведений.

Жажда получить профессиональное образование не покидает Мукана, и в 1947 году он едет в Московскую консерваторию и оканчивает ее в 1951 году. В 39 лет у него есть все, о чем только можно мечтать, – высокопрофессиональное образование, всенародное признание, Сталинская премия. А в 1952 году устроилась и личная жизнь композитора – он женился во второй раз.

– По словам его жены, Дариги Газизовны, он очень хорошо одевался и был эстетом во всем, – рассказывает Алма Умбаева – составитель выставки, посвященной Мукану Тулебаеву. – Он аккуратно носил вещи. В его гардеробе были шелковые рубашки и шарфы, твидовые пиджаки, костюмы, галстуки, перчатки, шляпы. Он был очень точный, исполнительный. Дирижеры говорят, что с первого аккорда понятно, – это музыка Тулебаева. Он ко всему относился с педантичностью и от других требовал того же…

В музейной экспозиции есть рояль Тулебаева – “соавтор” его произведений. И кресло, в котором мастер любил сидеть в домашней одежде и тапочках – обычный земной человек, оставивший после себя богатейшее музыкальное наследие.

Проблемы со здоровьем преследовали композитора на протяжении всей жизни.

– Я разговаривала с проректором по учебной работе консерватории им. П. И. Чайковского в Москве, и он рассказывал, что Тулебаев был слаб здоровьем, не всегда приходил на занятия, он боялся, сможет ли тот окончить учебу, – говорит Нургиян Салимовна. – В 1959-м ему стало очень плохо, с супругой они поехали в санаторий, в Боровое. Он умер в 1960-м, что это было – цирроз, желудок или какие-то наследственные заболевания, сказать не могу. Я думаю, слабое здоровье еще шло от матери, у нее дети очень рано умирали.

Искусствоведы считают, что музыка Тулебаева затрагивает самые глубинные слои человеческого восприятия. За свою короткую, но насыщенную жизнь он поставил оперы “Биржан и Сара”,  “Амангельды”, первым начал писать романсы на стихи Абая, был автором музыки к казахстанским кинофильмам “Мы здесь живем”, “Джамбул”, “Золотой рог”. Совместно с Евгением Брусиловским и Латифом Хамиди являлся создателем музыки к гимну Казахской ССР и впоследствии Казахстана (с 1946-го по 2006 год). Наконец, бесспорная заслуга мастера в том, что он поднял отечественное оперное искусство на новую ступень, синтезировав национальные казахские мелодии с достижениями мировой музыкальной культуры.

Премьера оперы “Биржан и Сара” – бесценного бриллианта в короне казахского оперного искусства – состоялась на сцене алматинского ГАТОБ им. Абая 7 ноября 1946 года.

“Биржан и Сара” – легендарное творение Мукана Тулебаева. Известно, что он отправился в родной край, где собрал 35 народных песен и кюев, обработал их и создал свою оперу “на сквозном действии по принципу русских и западноевропейских классических опер”. Кстати, первая исполнительница Сары – Куляш Байсеитова – выезжала на подмостки на живой лошади! Позже оперу показывали в Москве, где она произвела фурор, получив восторженные отклики.

– Тулебаев доделывал, дописывал, опера имеется в трех редакциях, вторая редакция получила Сталинскую премию, – говорит исполнитель различных ролей в опере “Биржан и Сара”, старожил ГАТОБа Гафиз ЕСИМОВ. – Я сам пел и Жанботу, и муллу, и отца Кожагула, жалко, что не тенор, а то и Биржана бы спел. Вообще, исполнители партии Биржана долго не выдерживают, так как это мощная партия, в одной опере 5–6 арий. Поэтому, если человек 10–15 лет ее поет, теряет голос.

Новую постановку нетленной оперы  “Биржан и Сара”, посвященную столетию композитора, в Алматы хочет осуществить режиссер Есмухан Обаев, а в Астане – Юрий Александров.