Рак – всего лишь диагноз

О новых методах лечения, прорывах в диагностике рака и многом другом нам рассказала заместитель директора по науке Казахского научно-исследовательского института онкологии и радиологии доктор медицинских наук Сурия ЕСЕНТАЕВА.

– Сурия Ертугыровна, недавно вы вернулись из США, где проходил Американский конгресс онкологов. Что удивило?

– Масштабность мероприятия! На нем были озвучены последние достижения в области медицины, результаты исследований. Поразило количество участников – около 30 тысяч человек со всего мира!

Здесь я почувствовала, что наука, медицина движутся сумасшедшими темпами вперед.

– И каковы современные методы лечения злокачественных опухолей?

– Существовавшие ранее стандартные подходы в лечении онкологических больных предполагали одинаковое лечение всем пациентам. Сегодня онкологи говорят о персонализированной терапии.

– Для многих пациентов диагноз “рак” звучит как приговор. Ведь та же химиотерапия – тяжелейшее испытание для организма. Какие методы лечения предлагают мировые, казахстанские онкологи?

– Таргетные препараты (от англ. target – цель, мишень) – новый класс лекарственных средств, активно внедряющихся в современную онкологию. Препараты имеют целенаправленное действие и не оказывают таких выраженных побочных воздействий на организм больного, как химиопрепараты.

Сегодня таргетными препаратами можно, например, успешно лечить меланому, рак почек, рак печени, до недавнего времени считавшийся фатальным заболеванием, злокачественные опухоли головы и шеи.

– А эти препараты применяются для лечения казахстанцев?

– В Казахстане очень большой перечень препаратов, и наша страна практически единственная в мире, где обеспечение противоопухолевыми препаратами полностью бесплатное.

– Какими методами борются с раком в других странах?

– Важное значение придается скрининговым программам – то есть обследованию для раннего выявления опухолей. К примеру, в США 95 женщин из 100 с диагнозом “рак молочной железы” живут пять лет и более. У нас только 52. В Казахстане с 2008 года внедрены скрининговые программы по раку молочной железы, шейки матки, с 2011 года – по раку прямой, ободочной кишки, в 2012 году запускается пилотный проект по раннему выявлению рака предстательной железы, с 2013-го – раку печени, пищевода и желудка. Таким образом, к 2016 году планируется проведение шести скрининговых программ по тем видам онкозаболеваний, которые занимают приоритетные позиции в структуре смертности.

– Как показывает практика, население не очень активно идет на скрининги – пугают очереди в поликлиниках...

– Наш менталитет еще не готов к тому, чтобы все дружно пошли на скрининг.

В Корее, если во время скрининга или через год после него у пациента выявлен рак, онкозаболевание лечится за счет государства. Если человека пригласили на скрининг, он не пришел, а после выявлен рак этой локализации, то лечение проводится за счет больного.

– Какие современные инновации мы могли бы заимствовать у зарубежных специалистов?

– Раньше борьба с раком предполагала агрессивную терапию. И оперативное вмешательство порой проходило достаточно агрессивно. Сегодня во главу угла ставится качество жизни пациента. Современная лучевая терапия проникает в опухоль, минимально повреждая здоровые ткани. Это те инновации, которые нам важны, они заложены в новой программе развития онкологической помощи в Казахстане. Мы собираемся внедрять в Казахстане метод протонной терапии, но для этого наши специалисты должны обучиться за рубежом.

– Часто родители онкобольных детей или взрослые онкобольные вынуждены собирать средства на лечение за рубежом, так как там врачи берутся лечить тяжелейшие случаи. Получается, чего-то нам еще не хватает?

– При Казахском НИИ педиатрии создан очень хороший гематологический центр. Там проводят трансплантацию костного мозга, применяют международные стандарты, которые необходимы для лечения этой категории больных. Но право родителей лечить ребенка на родине или за рубежом остается

Зачастую и взрослые выезжают за границу, считая, что наш уровень не соответствует тому, что в других странах. Бывает, они проходят курс лечения, приходят к нам, показывают схему лечения и очень удивляются, что такие же препараты есть у нас.

– Ученые выявили новые причины возникновения рака?

– Установлено: любой рак – генетически обусловленное заболевание. 350 генов отвечают за развитие рака. Те же самые вирусы, курение становятся канцерогенами только в том случае, если происходит поломка генов.

– Встречались ли вам случаи наследственного рака?

– Да, наследственный рак встречается примерно в пяти процентах случаев. Но совсем не обязательно, что если в роду кто-то болел, то человек непременно заболеет. Встречается “семейный” рак, когда люди живут на одном месте из поколения в поколение, едят одну и ту же пищу, ведут одинаковый образ жизни – и болеют раком. Исследования по данному вопросу сейчас активно проводятся.

– Что может послужить тревожным сигналом? Можно ли по крови определить – есть рак или нет?

– Сегодня можно говорить о достаточно высокой чувствительности маркера ПСА для выявления рака предстательной железы, маркера СА125 – при раке яичников.

Почти в ста процентах случаев рак шейки матки связан с вирусом папилломы.

– Известная российская писательница Дарья Донцова выпустила книгу, в которой описала свой опыт борьбы с раком. По ее мнению, в выздоровлении очень важен настрой человека…

– Настрой, отношение к жизни в борьбе с болезнью играют важную роль. У одной моей пациентки была запущенная форма рака. Но она цеплялась за жизнь, потому что знала – ей нужно сына женить, обеспечить его жильем. Когда она достигла своих целей, то как бы в шутку сказала: ну, теперь и умирать можно. После этого она быстро ушла из жизни. Главное – не зацикливаться на болезни и верить, что все будет хорошо!