Ради веры и памяти

Тысячи людей по всей стране были в этот день на кладбищах, поминая своих дорогих усопших. Краток срок земной жизни и каждому человеку, в свой черед, приходит время умереть.
Это, может быть, важнейший этап, завершающий его существование в сем мире, поскольку он предопределен и неизбежен. И поэтому всегда, во всех культурах разных народов уход человека в мир иной сопровождался определенными правилами, и церемониями, освященными вековыми, прежде всего религиозными, традициями.
И в наше время почти поголовного неверия в Бога, религиозные по своей сути традиции погребения мертвых, так или иначе проявляют себя в похоронных обрядах.
Ведь даже для самого последовательного материалиста, для которого хладный труп ничем не отличается от неживой природы, непереносимо было бы знать, что его бренное тело просто зароют в землю без лишних слов, словно ненужные органические отходы…
Так к мертвому телу могут относиться только самые ярые атеисты - и это роднит их, как это ни парадоксально, с животными - у тех к трупу точно такое же отношение: держаться от него подальше и отделываться от него поскорее…
Однако таких людей, все же, очень немного. Большинство культурных стереотипов в этом отношении идут у большинства людей из глубины тысячелетий, из религиозных преданий и канонов, из примеров их многочисленных прабабушек, дедов, родителей… Телу, как и душе, придается сакральное значение, и это закрепилось даже в языке.
Например, слово "труп", которое не так давно появилось в массовой разговорной речи, в русском языке отвечает на вопрос "что?", как вещь неодушевленная, а древнее слово "покойник" - это уже "кто"…
Загадки смерти, тайну души человеческой еще никто не разгадал - и кто знает, что там, за последним порогом? Поэтому хорошо бы всем живущим знать о погребальных обрядах и традициях своего народа - ведь все под Богом ходим.
По православной христианской традиции покойника нужно омыть три раза теплой водой, причем лучше, если это сделают профессиональные омывальщики или пожилые люди, не состоявшие в родстве с умершим.
Положено также одеть его в одежды чистые, но не новые и очень важно, чтобы рубашка была стираная. Савана в наше время на тело не надевают, его заменил покров - длинная, во весь гроб, полоса белой материи. Именно по нему, после прощания, покрыв им же лик усопшего, священник или кто-то из близких посыпают крестообразно освященную землю, завершая этим последний церковный обряд "предания земле". У покрова есть и свое символическое значение: теперь умерший, как человек верующий и принявший таинства, пребывает "отныне и вовеки" под покровом Христа.
В наше время сроки выноса тела, отпевания и похорон - на третий день после смерти, соблюдаются не всегда, и Православная церковь не настаивает на такой точности. Но в народе еще живы представления, что раньше полудня выносить покойника нельзя, а захоронено тело должно быть обязательно до захода солнца. Обычно соблюдается и древний запрет, не позволяющий детям - сыновьям покойного нести гроб и закапывать могилу. Или же нести гроб с телом брата или сестры. Неявно считается, что в таком случае покойный может увести за собой в могилу кровного родственника.
Есть и другой обычай, вошедший в православный канон погребения еще с дохристианских времен: с первых же минут после смерти завешивать в доме усопшего все зеркала. Это, по поверью, связано с заботой о душе: в первые минуты, когда душа только что разлучилась с телом, она может взглянуть в зеркало - и не увидеть себя, а увидеть что-то страшное, связанное с потусторонним миром… Завешанные зеркала и чаша с водой на окно - вот непременные атрибуты православной народной традиции проводов усопших.
К сожалению, сегодня из ритуала прощания почти исчез обряд отпевания в церкви - величественная и торжественная традиция чтения псалмов, Апостола и Евангелия, заупокойного канона, тропарей и прощальных стихир.
Только очень религиозных людей провожают ныне таким образом. Сегодня покойников, как правило, обряжают в моргах и христианам кладут на лоб бумажный венчик с изображением Христа, Богородицы и Иоанна Предтечи и с молитвой "Трехсвятие".
Если священник провожает гроб до кладбища, что также сегодня редко, он при опускании гроба в могилу совершает литию - усиленное моление. Украшение свежей могилы венками и цветами также сегодня входит в православный канон.
Вообще же православная традиция украшения могил весьма аскетична: крест, деревянный или железный - приличнее всего. Сегодня многие стремятся поставить на могилах монументальные и дорогие памятники - Церковь этого не запрещает, однако и не приветствует. Но на могилах православных священников или иереев вы никогда не увидите ничего, кроме креста, хотя для усопших мирян возможны и памятники, монументы. Главное, чтобы на кладбище, вокруг могилы и на ней самой было чисто, обустроено.
Поминать усопших у православных принято на третий, девятый, сороковой день после смерти, а также годовщину. Эти глубоко символические обряды помогают душе умершего обрести успокоение. Кроме Радуницы в православии для поминовения усопших установлены две вселенские родительские субботы - Мясопустная и Троицкая, а также три родительские субботы на Великом посту. А вообще каждую субботу в году можно считать родительским днем.
Своя процедура проводов в последний путь есть и в исламе. Над мусульманином, уже находящимся при смерти, совершаются особые обряды. Погребальные обряды сложны, осуществляются под руководством духовных лиц и сопровождаются особыми погребальными молитвами. Строгое соблюдение погребальных обрядов - долг каждого мусульманина. Прежде всего, умирающего (будь-то мужчина или женщина, взрослый или ребенок) необходимо положить на спину таким образом, чтобы ступни его ног были обращены в сторону Мекки. Если это невозможно, то следует положить его на правый или левый бок лицом к Мекке. Умирающему, так, чтобы он слышал, читают молитву "Калимат-шахадат". Согласно хадису, желательно читать умирающему суру "Ясин". После смерти мусульманина, над ним совершается следующий обряд: подвязывают подбородок, закрывают глаза, выпрямляют руки и ноги, накрывают лицо. На живот покойного кладут тяжелый предмет (во избежание вздутия).
Над умершими совершается обряд омовения и обмывания водой. Как правило, умершего омывают и обмывают три раза: водой, содержащей кедровый порошок; водой, смешанной с камфорой; чистой водой. Тщательно разработан порядок обмывания тела, закутывания покойника в саван (ковер), помещения его на погребальные носилки. Все это сопровождается чтением особых молитв и сур из Корана. Особое значение придается погребальной молитве. Она совершается имамом мечети или лицом, его заменяющим. Погребальные носилки устанавливаются перпендикулярно направлению Мекки. Ближе всех стоит имам, за ним рядами стоят собравшиеся. Погребальная молитва состоит из четырех такбиров (кратких молитв), обращений к Всевышнему с просьбой о прощении грехов и милости к покойному и приветствия (направо и налево).
Перед началом молитвы имам трижды повторяет "Ас-Салат!", то есть "Приходите на молитву!". А потом обращается к собравшимся на молитву и к родственникам усопшего с вопросом, есть ли за усопшим долги, не выплаченные им при жизни, (или, наоборот остался ли ему кто-то должен) или был в споре с ним и просит простить его или рассчитаться с родственниками. Без чтения молитвы над покойным похороны считаются недействительными. Если умер ребенок или новорожденный, имеющий жизненные признаки (крикнул, например, перед смертью), то молитва обязательна. Если ребенок родился мертвым, молитва нежелательна.
Мусульманин должен быть обязательно похоронен на мусульманском кладбище. Особенность мусульманских кладбищ состоит в том, что все могилы и надгробные памятники обращены фасадами в сторону Мекки. Мусульмане, проходящие мимо кладбища, читают суру из Корана.
В некоторых исламских странах обычаи не одобряют различные надмогильные постройки (например, камни с изображением покойного), потому что богатые семейные склепы, мавзолеи и гробницы унижают бедных мусульман или вызывают у некоторых зависть. Засыпанная землей могила должна возвышаться над уровнем земли на четыре пальца. Затем могилу поливают водой, семь раз бросают на нее по горсти земли и читают молитву, в переводе означающую: "Из нее мы сотворили вас, и в нее возвращаем вас, и из нее изведем вас в другой раз". Конечно, национальные традиции и здесь вносят в порядок погребения свои черты.
И в православии, и в исламе, как религиях единобожия, не запрещается оплакивать умершего, однако строго запрещается делать это громко, аффектированно, напоказ - это считается проявлением язычества. Недопустимо, чтобы близкие родственники покойного царапали себе лицо и тело, рвали на себе волосы или наносили себе телесные повреждения, а также раздирали на себе одежду.
Пророк Мухаммед сказал, что умерший мучается, когда его семья оплакивает его. И в православии тихий горестный плач, подобно тому, как Христос плакал о смерти своего друга Лазаря - самое достойное и пристойное поведение.
Лучшая помощь душе умершего - молитва с чистым сердцем. Традиции погребения мертвых - это важнейшая часть человеческой жизни и культуры.
И поэтому их надо знать, помнить и чтить…

Фото с сайта http://www.rusk.ru