Поэтому мотыга превратилась в трактор, письмена на камнях заменил компьютер, а вечерние танцы у костра теперь можно смотреть по телевизору.
Развитие информационных технологий - это не только достижение человечества, но и его проблема, которая часто оборачивается зависимостью.
Одно из самых популярных времяпрепровождений - сидение у телевизора.
Многие люди определяют свое отношение к ТВ как "любовь - ненависть", а сам телевизор зовут "ящиком". Но при этом устраиваются поудобнее в креслах и не выпускают из рук пульт дистанционного управления.
Родители раздраженно ворчат на детей, которых не оторвать от экрана, но сами умалчивают о своих телепристрастиях.
Количество времени, которое люди проводят у телеэкрана, ужасает. В среднем жители больших городов каждый день тратят на ТВ по три часа. А это - ровно половина всего свободного времени, если не считать сна и мелких домашних дел. Следовательно, к 75 годам 9 лет человек уже отдает телевидению.
Аида Исмогулова психолог Центра социальной поддержки "ДАНА" считает, что люди связывают телевизор с отдыхом и снятием напряжения, потому что ощущение релаксации сохраняется на протяжении всего просмотра. Таким образом, не каждый осознает факт зависимости от телевизора. Чаще всего "любителями" голубого экрана становятся люди замкнутые, неуверенные в себе или раздражительные.
"К нам в Центр обращались люди с такой зависимостью, но не один из пациентов не считал это проблемой. Как правило, выявление пристрастия возникало не сразу, так как это не являлось основной целью обращения к специалисту".
Последняя пациентка Аиды была домохозяйкой. Все свободное время проводила у телевизора. Потом муж купил еще один телевизор, который она поставила на передвижной столик. И уже независимо в какой части дома не находилась бы женщина, телевизор был рядом.
"Причиной появления женщины в кабинете психолога послужило то, что пациентка стала замечать за мужем равнодушие и отчужденность, не понимая, что все происходит из-за ее повышенного интереса к телевизору", - говорит Аида Исмогулова.
Бесспорно, что телевизор является информационным, образовательным полем для всех социальных групп. Но не следует забывать, что абсолютно у всего есть положительные и отрицательные стороны.
Также с развитием коммуникационных технологий вместе с мобильными телефонами в нашу жизнь ворвались и быстро завоевали популярность SMS-сообщения, ставшие неотъемлемой частью молодежной культуры.
Короткими фразами подростки признаются в любви, просто общаются друг с другом. Доходы операторов сотовой связи неуклонно растут. А психологи говорят о новой болезни - SMS-зависимости.
По приблизительным оценкам, сейчас в мире около 800 миллионов человек пользуются сотовыми телефонами.
И все же проблема не в самом телефоне, а в людях. Человек обычно долго мечтает о приобретении сотового телефона. Постепенно тот становится для него жизненно необходимым. При каждом случае он говорит по нему, даже если рядом есть обычный телефон. Позже число важных разговоров сокращается, а звонки совершаются по любому поводу.
Зависящий человек нервничает, когда его телефон отключен или долго не звонит, а лишение мобильного телефона расценивается как настоящая трагедия.
Основные пользователи SMS - молодые люди в возрасте от 16 до 25 лет.
SMS-общение - это мода, так считает магистр психологии Анна Дрелих. Мобильный телефон - как часть имиджа говорит об определенном статусе своего владельца. Наличие сотового телефона свидетельствует об определенном социальном положении, повышает самооценку и престиж в глазах других.
На территории Республики Казахстан исследований в области влияния TV и SMS-зависимости на человека не проводилось. Студенты некоторых ВУЗов факультета психологии пишут курсовые работы о влиянии информационных технологий на психику человека, но этого недостаточно, чтобы отслеживать ситуацию в целом.
Отсутствие исследований специалисты объясняют тем, что случаев зависимости слишком мало для детального анализа.
Между тем в России проводятся ежегодные исследования о влиянии сотовых телефонов на детей и подростков, работает "Служба анонимной помощи пользователям Интернета".
Потому что не менее популярным видом мании стал Интернет. Количество пользователей Сети неуклонно растет.
По проведенным исследованиям аудитории пользователей Интернета в Казахстане, можно сделать вывод, что наиболее частыми гостями Всемирной Паутины являются руководители/бизнесмены - 30,8%, далее специалисты - 20,0%, служащие - 18,5%, студенты - 18,5% домохозяйки - 4,6% и на последнем месте пенсионеры - 3,1%.
Активные пользователи (лица посещающие минимум раз в неделю) Интернета в Казахстане из числа взрослого населения в крупных городах составляют - 140,3 тыс. человек.
Регулярные пользователи (лица, посещающие хотя бы несколько раз в месяц) из числа взрослого населения крупных городов Казахстана - 200,9 тыс. человек.
Максимальная аудитория (кто имел хотя бы единичный опыт посещения Интернета) в Казахстане из числа взрослого населения крупных городов - 394,3 тыс. человек.
Чаще всего Интернетом пользуются в Алматы и Астане, меньше всего - в Восточном Казахстане.
Интернет становится незаменим для людей не только по профессиональной необходимости, но и в личных целях.
Для страдающих от одиночества в реальной жизни, Интернет стал виртуальной панацеей. Многие стремятся получить недостающие эмоциональную поддержку и внимание. Им труднее устроить личную жизнь, поэтому они надеются найти вторую половину через чаты, ICQ, сайты знакомств.
Несколько месяцев назад в Казнете открылся сайт знакомств www.strana.kz. Сайт пользуется большой популярностью. По размещенным анкетам нельзя сказать, что все пользователи страдают от одиночества, многие просто ищут людей по интересам.
По большинству размещенных мужских анкет, можно сделать вывод, что они надеются на разовые сексуальные встречи. Положительным моментом в данном случае является открытость. Они не скрывают своих намерений и не вводят в заблуждение девушек, которые в большинстве случаев надеются найти своего единственного и неповторимого.
С помощью виртуального общения люди снимают маски, под которыми приходилось скрывать желания.
Бесспорно, что в этом есть положительные стороны. Постоянные пользователи могут решать свои личные проблемы, не выходя из офиса или дома. Ведь не каждый отважится пойти к психологу или сексологу. Между тем нельзя сказать, что такой способ решения проблем наиболее эффективный и дешевый.
Можно сделать вывод, что развитие информационных технологий привело к тому, что большинство людей перестает вести активный творческий, образовательный, коммуникативный образ жизни, замкнув себя в 15 дюймов, привязав к сотовому телефону, или приковав к голубому экрану, где круглосуточно бушуют "мыльные" страсти родом со всех четырех сторон света.