Иногда ради больших денег готовы идти на риск, связываясь с нечистоплотными заказчиками: на теневом рынке клинических исследований никто не гарантирует безопасность.
Я безработный, поэтому рискнул
Казалось бы, здоровье – это самое дорогое, что у нас есть. Но некоторые люди пребывают в такой нужде и безвыходной ситуации, что готовы рискнуть всем.
Дмитрия я встретила в парке, в 8 утра он гулял, как и я, с ребенком. Завязалась беседа. С виду приличный мужчина.
Сказал, что жена работает фитнес-тренером, дает уроки с утра, а он гуляет в это время с малышом. Безработный. Последнее место, откуда его выкинули, – охранное предприятие: “Привели своего человека, а мне даже за месяц зарплату не отдали”. За последние два года сменил шесть работ, везде его кидали, увольняли, говорит, что он "нефартовый". А тут еще и ребенок родился, влезли в кредиты и долги – всем родственникам и друзьям. Теперь отдавать надо. Но он нашел выход и скоро начнет хорошо зарабатывать.
– Буду испытывать лекарственные препараты на себе, – похвастался Дмитрий. – Родственник из Новосибирска уже давно подрабатывает в научном институте. Здоровый, крепкий, за испытание обычных витаминок ему за раз по 15 тысяч рублей платят. А если препараты посерьезнее, то и цена возрастает в разы. Запретные опыты на наших детях!
Перешерстил Интернет, оказывается, я не один, многие ищут такую работу. Есть посредники, которые собирают целые группы, они дают объявления “ВКонтакте” и в других социальных сетях.
Есть те, что ищут здоровых людей, есть “спецзаказ” на определенные заболевания.
А что, я здоровый бык, 80 кило, спортсмен в прошлом! Меня точно возьмут. Но я в Россию не хочу, там мало денег, самый лучший вариант – это с выездом в Китай, Индию, ну, или США. Там платят в долларах.
– А не боитесь побочных эффектов?
– Ну, я же все узнаю, какие последствия... Да, если честно, не боюсь. Вы думаете, дышите здесь смогом – и все тут здоровые такие, да на нас здесь каждый день опыты ставят бесплатно…
Я один раз уже проходил процедуру в Новосибирске, но это было давно, с братом. Мне понравилось – диагностику сделали бесплатно. Препарат был связан с иммунитетом.
Дали выпить стопку жидкости, потом через три дня – еще одну, заплатили тогда немного, но билет на поезд оправдал.
Да и сработало зелье, после этого год точно не болел.
Дмитрий оказался невероятно разговорчивым собеседником. “Наверное, побочное действие”, – подумала я. А сама бегом за компьютер и давай изучать теневой рынок клинических исследований: неужели действительно это массовое явление?
На первом месте – Китай
Тема оказалась масштабной, поисковик сразу же выдал мне с десяток предложений по всему миру. А также рассказы людей, кто превратил риск в свою постоянную работу.
Огромное количество предложений дает российский фармрынок. Везде, где есть научные медицинские институты, требуются желающие для испытания лекарственных препаратов. Но цена за такие услуги действительно невелика, в общем, при желании набрать среднюю зарплату за месяц можно, но уж точно не разгуляешься. Зато все легально, заказчик предоставляет всю информацию, медицинскую страховку и сопровождение в течение определенного времени, контроль за состоянием здоровья. Также есть варианты с размещением в санаториях с усиленным питанием.
Например, одна из самых крупных групп “ВКонтакте” под названием “Добровольцы на клинические исследования”. В ней состоят 2 300 человек!
Модераторы приглашают всех желающих, некоторым готовы оплатить приезд и размещение. “Поступает все больше запросов от новичков, которые не очень понимают, что такое КИ (Китай). Те, кто уже поучаствовал, пишите отзывы!” – призывают они. И сразу идет масса рассказов от “бывалых”. Например: “Это реальный способ для безработных и студентов, – пишет некий Денис. – За несколько лет исследований я не мутировал, все в порядке. Но были иногда побочки, спал неделю, тошнило, шатало, потом проходило”...
Вот экстремалы! Но последствия бывают самые разные. И даже в крупнейших мировых исследовательских центрах случаются трагедии. Так, в 2016 году в биотехнологической компании “Juno” умерли сразу несколько добровольцев, они испытывали препараты для лечения онкологии. Вскоре компания возобновила работу, и за два прошедших года масштабы исследований выросли в разы.
Сегодня в мире разгораются жесткие дискуссии. Если их коротко резюмировать, то главная мысль такова: бедные люди рискуют своей жизнью, чтобы оздоровить богатых. 19 тысяч долларов заплатят участникам эксперимента за 60 дней в кровати
Самыми высокооплачиваемыми являются тесты препаратов, продлевающих молодость, а также против онкологии и редких генетических заболеваний.
Среди стран, которые активнее всего применяют клинические исследования на людях, на первом месте – Китай, где сегодня проводят испытания 162 видов лекарств. Там же располагается большой теневой рынок КИ, где можно, как в рулетке, либо разбогатеть, либо отправиться на тот свет. На втором месте – США, дальше страны Европы. Также известно, что гиганты фарминдустрии открывают центры клинических исследований в городах с большим процентом бедного населения, таким образом легко находя клиентскую базу. Их много в Африке, Индии. Ну а что в это время происходит в Казахстане?
И ездить никуда не надо
В стране в конце прошлого года был принят один из самых скандальных законов за последнее время: он позволяет проводить клинические исследования на человеке. “Люди – не подопытные кролики!”, “Бедняки – не лабораторные крысы!” – возмущались в социальных сетях, но медики и ученые настаивали на его необходимости. Главный аргумент: казахстанская медицина рискует плестись позади всей планеты. До сих пор местные фармацевты занимались лишь изготовлением дженериков, свои же разработки оставались на стадии идей.
Прошло несколько месяцев. Никаких предложений от отечественных научных институтов не прозвучало. Зато, говорят, интерес проявила одна из крупнейших фармкомпаний мира. Якобы она планирует предоставить финансовую и техническую поддержку, а также обучить персонал для набора пациентов на клинические исследования новых препаратов.
Поговаривают, что гигант положил глаз на Казахстан еще в 2013 году, теперь же, когда готова законодательная база, от слов перейдет к делу.
Так, глядишь, и появится в будущем у нас новая официальная профессия: подопытный человек.
АЛМАТЫ