– Стоит признать, что правительство с некоторым опозданием приступило к реализации программы по расширению и модернизации этих заводов, и поэтому в соответствии с ней модернизация всех трех наших заводов будет завершена лишь до 2015 года, только тогда мы сможем увеличить объемы мощностей переработки до 17,5 миллиона тонн.
Между тем директор Атырауского нефтеперерабатывающего завода говорит, что склады завода переполнены и он не может отправлять горючее… из-за недостатка цистерн! Если это действительно так, то это утверждение, по сути, "перчатка" в лицо министру нефти и газа, который на требование Премьера устранить недостаток топлива ответил, что в ближайшие дни будет закуплено и доставлено в Казахстан 50 тысяч тонн российского горючего. А может быть, проще найти вагоны-цистерны?
Если вспомнить, что министры упорно утверждают, что дефицит бензина образовался из-за того, что в России он дороже и теперь в связи с образованием Таможенного союза нефть стало выгоднее продавать в Россию и горючее стало уходить к северному соседу, то здесь чувствуется какой-то подвох. Что продавать, если самим “есть” нечего?
Координатор ассоциации автозаправочных станций Мангистауской области Гариполла НЕТАЛИЕВ утверждает, что не владеет информацией о том, что бензин стал уходить в Россию. Между тем это очень важный момент в этой запутанной истории.
Обратите внимание на отправные точки бензинового кризиса.
Дефицит есть. Цена в России выше – это факт. Предельные цены правительство обещает удержать в рамках незначительной инфляции (не более 6%) – но тут начинаются метаморфозы, которые даже координатор ассоциации мангистауских АЗС объяснить не в состоянии. Не бензин, а шайтан-вода какая-то…
Вопрос первый: закупив в России 50 тысяч тонн горючего и не повышая цены, мы будем торговать себе в убыток? Ответ министра нефти и газа – да. Тогда второй вопрос: а кто из предпринимателей готов торговать, не только не имея прибыли, но даже неся огромные потери? Ответ господина Неталиева – “КАЗМУНАЙГАЗ”! Только это мощное государственное предприятие способно что-то в одном месте потерять, чтобы в другом приобрести и не ощутить, даже слегка, веяния кризиса. Тем более что все заводы по переработке нефти принадлежат именно КМГ: Павлодарский и Атырауский на 100 процентов, а Шымкентский – напополам с китайцами. Кроме того, КМГ владеет сетью собственных АЗС, и этот кризис может только укрепить их позиции на рынке ГСМ.
В данной ситуации российский бензин будет реализовываться через сеть принадлежащих КМГ АЗС. А мелкие собственники останутся в долговой яме.
Между тем именно мелким собственникам АЗС принадлежит 80% рынка, а сеть автозаправок КМГ и “Гелиос” не превышает 20%.
– Уход с рынка мелких собственников порождает двух мощных монополистов, – считает Гариполла Неталиев. Именно поэтому он и написал письмо Президенту страны.
От Президента мелкие собственники ждут того, что он возьмет под личный контроль реализацию нового Закона “О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов”.
Но чтобы контролировать, нужно знать точку отсчета. Попытка рассчитать прибыльность мелких АЗС оказалась безуспешной. На вопрос, по какой оптовой цене продают бензин производители, господин Неталиев ответить не смог. Каждый владелец АЗС договаривается о цене лично. Между тем государство регулирует предельные цены на горючее, то есть не дает повышать цены в рознице, но при этом никак не регулирует цены на оптовую продажу. Но тут и зарыта собака. По словам Гариполлы Неталиева, владелец мелкой АЗС сейчас с литра бензина имеет максимум дохода в 6 тенге. На эти деньги ему нужно содержать штат работников, ремонтировать оборудование, оплачивать бензовозы, выдавать зарплату водителям и так далее...
Поэтому нужна формула расчета оптовых и розничных цен на ГСМ. Она должна быть простой, понятной и главное – предельно прозрачной. Вопросы ценообразования не должны быть скрыты от общества. Потому что бардак в сфере поставок бензина неизбежно бьет по всей экономике.
Актау – Астана