Возмущаемся, сочувствуем, пытаемся найти причины, по которым бедолаги оказались в рабстве. И практически не задумываемся о том, что подобное может произойти здесь, у нас и тем более с нашими детьми. А зря…
Может быть эта проблема не столь масштабна в нашей стране, но к великому сожалению, она существует.
Более двухсот лет в мире продолжается борьба с эксплуатацией детей. Но, как-то все больше безрезультатно. И не так редки подтверждения того, что полная победа над этим явлением еще довольно далека…
Согласитесь, как-то не сочетаются эти два слова "ребенок" и "рабство". Но, несмотря на это, оно существует, причем, порой в самых страшных обличьях.
- Да не раз слышал я об этом, - говорит Дмитрий М, студент педколледжа Петропавловска, - детей продают для работы на полях, в Китае даже на рудники или попросту похищают прямо из собственных дворов. Частенько мелькают сообщения, особенно в Интернете о детском сексуальном рабстве… Страшно. У меня младшая сестренка есть, так я, например, любого кто посягнет на ее свободу, попросту придушу.
- Мой 16-летний сын как-то сказал мне, что на каникулах хотел бы поработать на рынке, - рассказывает Айнагуль Б. из Петропавловска, - хотя живем мы в достатке, но я не против того, чтобы сын своим трудом смог заработать себе на карманные расходы. Но вскоре я поняла, что моего сына используют как почти бесплатную рабсилу. Платили ему по 200 тенге в день, и я запретила ему работать.
Это хорошо, что мама такая внимательная. Вовремя забила тревогу и остановила сына. А если за ребенком некому присмотреть или до него попросту никому нет дела?
Причин, по которым огромное количество детей в мире становятся подневольными рабочими немало. В некоторых случаях - это обычная безнадзорность ребенка, безработица родителей и нищета. Детей отдают и продают лишь для того, чтобы прокормить более младших и выжить самим.
Тем, кто хорошо учил историю в школе, не придется рассказывать, как в прошлые века дети попадали на фабрики и заводы. Все хорошо понимают, что такое происходило не от хорошей жизни. На заработки детей отправляли родители или родственники и приюты, которые содержали детей-сирот. Если верить истории, даже известнейший писатель, Чарльз Диккенс, семья которого считалась вполне благополучной, не избежал горькой участи ребенка-раба, когда его отец попал в долговую яму. Великий писатель по десять часов в день работал на фабрике по производству ваксы.
А в случае с сиротами всегда все было намного проще. Выгодно и удобно!
Время, неумолимо сменяя эпохи, движется вперед. Но желающих сэкономить на оплате труда несовершеннолетних не убавляется. Хотелось бы сказать, что успехи все же есть. Уже не видно на улицах подростков с ведрами и тряпками, предлагающих помыть машину подешевле, да и на автозаправках их теперь не узреть - запрещено.
Только вот в сельской местности дети по-прежнему остаются основной рабочей силой. Они торгуют на небольших рынках, многие работают на прополке и уборке урожая. Всегда ли по собственному ли желанию? Лишь один пример.
Совсем недавно, в апреле текущего года на железнодорожном вокзале Кокшетау СКО, внимание его сотрудников привлек парнишка с кровоподтеками, ссадинами и явно сломанным носом. Мальчик не скрывал ни своей фамилии, ни того, что с ним случилось. Вартик, так звали "найденыша", сообщил о том, что его удерживали в селе Шолкар Айыртауского района СКО. Также подросток рассказал главному специалисту Отдела образования г. Кокшетау и то, что в его обязанности входило выполнение хозяйственных работ и не только в лицее, воспитанником которого он является.
Естественно, что у прокуратуры были причины заинтересоваться случаем и уже в ближайшее время ее сотрудники совместно с оперативно-следственной группой ЛОВД ст. Кокшетау отправились по указанному мальчиком адресу, где и убедились в правдивости его рассказа.
А началось все еще в сентябре 2007 года, когда житель с. Шалкар пенсионер А.Ш. Ибраев познакомился в с.Лобаново с Вартиком - воспитанником вышеупомянутого лицея. Непонятно, какие чувства овладели Ибраевым, но мужчина практически сразу написал заявление на имя директора лицея, в котором выражалась просьба забрать Вартика на выходные дни к нему домой. На что было получено согласие, и мальчик поехал в гости к "доброму дяде".
Но не сладкие конфеты и забота взрослых ждали лицеиста по приезду. Мальчику пришлось копать картофель, топить баню. "Нагостившись" паренек вернулся в лицей. Подобные поездки вскоре стали постоянными. Работать приходилось много и долго. Однажды подростку пришлось разгрузить шесть тонн угля.
Но "добрые" Ибраевы поясняли, что давали за это мальчику деньги на конфеты и на проезд. В последний же раз Вартик был увезен из лицея 1 апреля 2008 года и вернулся лишь 16-го числа того же месяца. И в течение всего этого времени его администрация даже не пыталась искать своего воспитанника. Интересная ситуация, не правда ли?
Ребенка нет - и никто его не ищет? Завидное спокойствие у руководства. Говорят, что подобные случаи имели место и ранее. А не значит ли это, что кому-то так выгодно? Еще бы! Ведь дети требуют меньше гарантий, легко обмануть и эксплуатировать, а их труд гораздо дешевле. Они выполняют ту же работу, что и взрослые, только за гораздо меньшие деньги.
Как выяснилось в ходе проверки, воспитанникам лицея не выдавались причитающиеся им денежные средства. А получают детские деньги почему-то преподаватели и хранят их у себя. А ведь в соответствии со статьей I Закона РК "О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в Республике Казахстан" воспитанники лицея должны регулярно получать гарантированные и причитающиеся им денежные средства, выделяемые из государственного бюджета.
Ан нет! Зачем этим … деньги? Преподаватели же ведут здесь и журнал о расходовании средств, а по завершении учебного года, сдают отчеты в ревизионную комиссию профсоюзного комитета лицея.
Интересно насколько соответствуют действительности записи в них? Ведь в ходе проверки выяснилось, что, в нарушение указанных требований законодательства, все те же преподаватели лицея при получении детьми денежных средств (примерно раз в квартал), с каждого воспитанника удерживают от 850 до 950 тенге на ремонт комнат.
А это не что иное, как нарушение требование п.2 ст.22 Гражданского Кодекса РК, согласно которому, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами, а также совершать мелкие бытовые сделки.
Но самое страшное, что здесь нередки были случаи эксплуатации несовершеннолетних. По заявлениям детей-сирот, их вывозили за пределы лицея работать на некоторых "хозяев". Не похоже ли это на торговлю детьми или сдачей их напрокат? Очень даже. Хоть и не рабство вроде бы…
По международной классификации не весь детский труд считается "рабским". За определенную плату дети могут выполнять не очень тяжелую работу, начиная уже с 12-13 лет, но при условии, что она не мешает им посещать школу и не вредит здоровью.
Начиная с 14 лет, допускается работа, не относящаяся к категории "опасная", а с 15-16 лет и вовсе можно брать на работу при наличии согласия родителей.
Спору нет, дети должны работать, помогать родителям по хозяйству. Это действительно необходимо. Только вот превращать детский труд в рабский не стоит.
Ведь однажды кто-то из ученых (к сожалению не помню кто) заявил, что если собрать всех детей в мире, занятых на сельскохозяйственных и других работах, то получится целая страна, занимающая по размерам восьмое место в мире.
Представляете, целое государство маленьких рабов! Разве не страшно?
Так не пора ли всерьез заняться вопросом эксплуатации детского труда? Защитить, наконец тех, кто сам этого сделать не может, хотя бы тех детей, которых взялось "поднимать" государство…
Фото с сайта http://news.bbc.co.uk