"Зря потраченные триллионы - это диверсия против Казахстана!" - Ислам Абишев

Более триллиона тенге сэкономит бюджет благодаря корректировке Государственной программы управления водными ресурсами. Такие заоблачные, но определенно лишние траты углядел в документе, уже утвержденном на всех уровнях, председатель комитета по водным ресурсам Ислам АБИШЕВ. Он рассказал “КАРАВАНУ”, почему в Казахстане не экономят на иностранных консультантах, а те в свою очередь не берегут бюджет пригласившей их страны.

Щедрость финансовых гениев

Забракованная Госпрограмма управления водными ресурсами вообще-то была разработана известной иностранной консалтинговой компанией McKinsey&Company, которая специализируется на решении глобальных задач, связанных со стратегическим управлением. В качестве средства управления она использует финансовое планирование. Ознакомившись с непростой водной ситуацией в Казахстане, зарубежные эксперты предложили свой проект. Цифры в нем впечатляют.

На обеспечение населения, окружающей среды и отраслей экономики McKinsey&Company предложила выделить 1,408 триллиона тенге.

Еще 107 миллиардов предполагалось потратить на обеспечение сохранности водных экологических систем и 19,5 миллиарда – на повышение эффективности управления водными ресурсами. Общая сумма бюджетных затрат, запланированных зарубежными финансовыми знатоками, составила 1,535 триллиона тенге. Документ, хоть и вынимал из казахстанского бюджета огромный кусок, был одобрен и утвержден. Дело было в 2013 году.

– Я тогда в первый заход руководил комитетом по водным ресурсам и еще тогда призывал: не надо 1,5 триллиона тенге на эту программу тратить! Полтора триллиона на такой вот объем работы? Слушайте, это же воровство мирового масштаба! Невиданное воровство! Но в ответ мне порекомендовали уволиться. Я написал заявление по собственному желанию, – рассказывает глава комитета Ислам Абишев.

Тем временем госпрограмма прошла все необходимые экспертизы и согласования. По словам Ислама Абишева, McKinsey&Company получила за ее разработку более миллиона долларов.

– Смотрю – все министерства одобрили, правительство одобрило, своим постановлением утвердило и главе государства на подпись отправили. Я ужаснулся. Потому что знал: там триллион тенге лишний заложен! Когда увидел, что такое воровство идет, я, как человек, отлично знающий эту отрасль, написал на сайт премьер-министра. И Президент среагировал. Он вернул меня на должность председателя комитета, и мы начали корректировать эту программу. Это был уже 2014 год, – вспоминает Ислам Алмаханович.

Госпрограмму разобрали по косточкам

Что же так смутило главного чиновника водного комитета в утвержденной госпрограмме?

– А я вам покажу разницу между той программой и нашей. Посмотрите. – Ислам Абишев начал листать документ, именуемый Корректировкой государственной программы. – Давайте посмотрим целевые индикаторы – это то, чего мы должны достичь благодаря заложенным здесь мероприятиям. Первый целевой индикатор – уменьшение водопотребления на единицу валовой продукции к 2020 году на 30 процентов. Давайте разбираться. В год мы потребляем в стране 20 миллиардов кубометров воды. Больше мы потреблять не можем, поэтому эта цифра постоянная. Но ВВП-то у нас должен расти каждый год хотя бы на 3 процента! Получается, что за 8 лет этот показатель будет выполнен, даже если вообще ничего не делать. Парадокс? Еще какой! Мы это заменили, и теперь в таблице “Целевые индикаторы” значится: “Восстановление водохозяйственной инфраструктуры востребованных орошаемых земель 600 тыс. га, регулярного орошения – 390 тыс. га, лиманного орошения – 220 тыс. га”. Это тот результат, который мы сможем ощутить, подсчитать и оценить. Но для этого недостаточно будет просиживать в ожидании роста ВВП. Придется много работать.

Перечень мероприятий, указанных в принятой госпрограмме, председатель комитета тоже разнес в пух и прах. По его глубокому убеждению, не нужно тратиться на ремонт водохранилищ и гидроузлов, которые недавно отремонтированы. Не нужно покупать технику, на которую уже заложены деньги в госпрограмме “Агробизнес-2020”. Нет необходимости облицовывать все оросительные системы, хотя бы потому, что 30 процентов из них уже облицованы.

– Потратив заложенные на исключение потерь воды в ирригационной инфраструктуре 577 миллиардов тенге, мы сэкономим всего 0,9 кубокилометра воды. Но мы можем вместо этого построить по 2 подпорных сооружения на Сырдарье и Или и сэкономить при этом 2,4 кубокилометра воды, то есть почти в 3 раза больше. И при этом мы потратим не 577 миллиардов, а всего 5 миллиардов тенге! – сыплет аргументами Ислам Абишев.

Идеи председателя комитета и предложения его единомышленников были сведены в новый документ “Корректировка Государственной программы управления водными ресурсами Казахстана и оптимизация финансирования мероприятий по ее реализации”.

В итоге утвержденная ранее сумма затрат на реализацию программы – 1,535 триллиона тенге – была сокращена на 1,209 триллиона, то есть более чем в 3 раза, и составила 468 миллиардов тенге.

По его словам, предложенные коррективы уже утверждены. Соответствующее постановление правительства принято. Теперь слово за Президентом.

Сами с усами

Лучше, чем сами казахстанцы, ситуацию в стране не знает никто, уверен Ислам Абишев. Иностранцев же нужно приглашать, когда речь идет о принципиально новых технологиях или проектировании. Но в Казахстане принято обращаться к иностранным экспертам чуть ли не по любому поводу.

– Считается, что мы тупые, а они умнее. Да не так это! Буквально на днях у нас была иностранная компания “Смекта”. Международного масштаба, они в 47 странах работают. Да, масштабы большие, но когда я с ними стал беседовать, как школьники передо мной сидели. Они являются победителями одного конкурса по проекту управления ирригацией и дренажом, его стоимость – 363 миллиона долларов. 113 тысяч гектаров хотим реабилитировать, – рассказывает глава водного комитета. – Они надеялись, что мы сразу согласимся: “Да, хорошо, конечно”. А мы в корне их подход поменяли. Я дал им много направлений, как и что надо сделать, и им невозможно было не согласиться с моими доводами и техническими выкладками. Думаю, что они были немного шокированы.

Словом, не всегда иностранные консультанты умнее местных специалистов.

– Водную систему Казахстана я чувствую, как части своего тела. Как пальцы, как глаза, как свою лысую голову. И терпеть не могу, когда разные эксперты что попало нам советуют и деньги наши не считают. Это преступление – такие суммы тратить напрасно! Это диверсия против Казахстана! – негодует председатель комитета. – Мне интересно, почему счетный комитет, который ратует за экономное использование бюджетных средств, на такие вещи не обращает внимания? В наших документах каждую запятую проверяют, а триллионы, которые могут быть пущены на ветер, словно не видят.

Справка “КАРАВАНА”

McKinsey&Company – международная консалтинговая компания, специализирующаяся на решении задач, связанных со стратегическим управлением. McKinsey в качестве консультанта сотрудничает с крупнейшими мировыми компаниями, государственными учреждениями и некоммерческими организациями.

Астана