"Новая подружка" Франсуа Озона

Фильм начинается идиллически: перед нами прекрасная голубоглазая невеста. Ее наряжают, камера скользит по атласному платью... Мужская рука проводит по застывшему лицу, закрывает глаза — тело девушки медленно исчезает под ползущей крышкой белого гроба. Нечасто смерть появляется в кадре так неожиданно. Но идиллия вскоре продолжится. Слово берет Клер, подруга покойной. Начинается красивый "флешбэк": девочки-школьницы гуляют, катаются на качелях, взрослеют, находят возлюбленных, выходят замуж. Целая жизнь за несколько минут. Последнее слово сказано, гроб закапывают — преамбула завершается. Начинается Озон.

Депрессия и апатия постепенно покидают Клер — во время пробежки она решает заглянуть к Давиду, мужу почившей подруги, который теперь в одиночку заботится о дочери. В лучших традициях мирового кино дверь не заперта, а за ней скрывается тайна: Давид нянчит младенца, облачившись в платье и женский парик. Этот кадр развеет любые сомнения: мы попали на фильм нужного режиссера.

Для новой картины Озон подобрал малоизвестных французских актеров. В "Новой подружке" нет ни Катрин Денев, ни Шарлотты Рэмплинг, которые не раз появлялись в его работах. "Звездные актрисы не "девственны" в глазах публики, помнящей много ролей, которые те раньше играли. Надо использовать это представление и что-то с ним делать. Когда мы работали с Катрин Денев, нельзя было забыть те 100 фильмов, в которых она снялась до нашей работы. Чем хорошо брать неизвестных актеров — они начинают существовать в кадре так, как мы их "открываем" в каждом конкретном персонаже", — поделился с нами Озон. Ход сработал: картинка получилась "свежей" и правдивой, несмотря на типичную для режиссера экстравагантность происходящего.

Вернемся к сюжету. Как и можно было ожидать, Клер шокирована, немного напугана, но заинтригована. Подруга была в курсе странностей мужа, сошедших на нет после свадьбы. Смерть Лоры вдохнула новую жизнь в нездоровое — в традиционном, но не режиссерском понимании — увлечение Давида. Случайность положила начало частым встречам, а альтер эго вдовца обзавелось новым, говорящим именем — Вирджиния.

В картинах Озона сложно понять, где ральность, а где вымысел. Сны и видения совершают набег на повседневность и становятся ее органичной частью. Клер то и дело "галлюцинирует": то видит покойную Лору, то представляет откровенную гомоэротичную сценку в душе с участием Давида и Жиля. "Я думаю, воображаемое, вымысел необходимы для того, чтобы жить. По крайней мере для меня... Мечты говорят о персонажах именно то, что они переживают. Это я и пытаюсь показать в своих фильмах. Когда дети страдают, им надо поиграть в войнушку или в доктора — это практически терапевтический способ справиться с проблемами. Я занимаюсь кино — это также способ находить в себе силы жить", — рассказывает Озон.

Конечно, странной дружбой дело не ограничилось. Начинаются настоящие внутренние страсти, в первую очередь — в душе Клер. Давид, кажется, давно решил для себя, что быть женщиной ему нравится больше. Загвоздка только одна: он хочет и быть женщиной, и любить их. Клер же куда сложнее дунуть на карточный домик своей размеренной, "нормальной" супружеской жизни с Жилем, который, конечно, ни о чем не догадывается. Внутренние противоречия героини объясняются просто, если припомнить, что еще в кадрах счастливого прошлого она то и дело одаривала Лору не по-дружески нежными взглядами.

Чем-то духовно-эротичные поиски героев походят на историю Изабель из "Молодой и прекрасной", предыдущей работы Озона. Но знак равенства, по словам режиссера, ставить не стоит: "Да, в этих двух фильмах мои персонажи ищут свободы: свободы быть теми, кто они есть, и свободы принимать свои желания. Но это довольно разные истории, потому что в "Молодой и прекрасной" речь идет о юной девушке, которая еще не нашла себя — ей всего 16 лет. А новый фильм — о взрослых, сформировавшихся людях".

Рано или поздно любая гусеница становится куколкой, а та освобождается от кокона и превращается в бабочку. Иначе — смерть. Как это ни трагично, покойная Лора оказалась инородным пазлом в судьбе своих близких. Ее смерть освободила их и запустила механизм перерождения — сложный, болезненный, травмоопасный. Но неизбежный. Как всегда бывает в работах Озона, эротика, ориентация и гендер выступают колоритным фоном для проблем, знакомым всем и каждому. "Новая подружка" — фильм о примирении с собой, обретении внутренней свободы и настоящей любви. Вышел классический, "сочный" Озон, которого хочется пересматривать.