"Мы сталкиваемся с равнодушием властей!" – воин-афганец

Мурат АБДУШУКУРОВ, председатель координационного совета общественных объединений ветеранов и инвалидов войны в Афганистане и других локальных военных конфликтов:

– Когда нас отправляли выполнять воинский долг, существовал Советский Союз. Когда мы стали возвращаться, держава уже находилась на грани распада. Когда отправляли на войну, называли героями, а когда вернулись, нам начали говорить: вас никто никуда не отправлял. И вот с этого момента ребята, которые исполняли свой воинский долг и присягу там, в Афганистане, оказались не у дел.

Мы начали создавать ветеранские объединения, союзы, которые оказались буфером между войной и миром, и куда могли прийти молодые парни и найти какое-то понимание, моральную поддержку. Их деятельность стала актуальнее после распада Советского Союза, в котором для нас имелись льготы. Сейчас льготы с каждым годом уменьшаются, хотя есть Закон от 1995 года за № 2027, международные соглашения, ратифицированные Казахстаном. Сейчас 70 процентов ветеранов попросту выживают на госпособия в 11 тысяч тенге. На эти деньги нереально купить лекарства, обеспечить семью.

Наш координационный совет объединяет 56 организаций, и главной задачей является защита прав каждого участника локальных конфликтов, ликвидаторов чернобыльской аварии, ветеранов войны.

По закону воины-интернационалисты являются приравненными к ветеранам Великой Отечественной войны.

Но проблема в том, что ветеранов с каждым годом становится всё меньше. Тогда к кому нас приравняют?

Мы считаем, что сейчас важно определить наш статус. И он должен касаться не только ветеранов афганской войны.

Казахстан живет не в вакууме, и, не дай бог, наши дети будут где-то воевать. Какой статус тогда появится у ребят, которые будут защищать интересы нашей республики? Нам кажется, что они должны подпадать под действие будущего закона, при этом важно не просто определить их статус, но и защитить социально их семьи. Если государство отправляет молодого человека рисковать своей жизнью, то оно должно брать на себя ответственность за него и его детей. Молодежь будет видеть отношение государства и народа к защитникам Отечества, и это станет началом формирования патриотизма.

Возраст самого молодого ветерана афганской войны сегодня составляет 46 лет, это возраст, когда обостряются все болезни, и он должен проходить медико-социальную реабилитацию. Но у нас уже седьмой год не строится госпиталь.

Если взять маленькую Белоруссию, территория которой в разы уступает нашей, то там семь реабилитационных госпиталей. У нас два маленьких – в Астане на 60 койко-мест и Алматы – на 80, куда попадают и ветераны Великой Отечественной войны, и чернобыльцы, и пострадавшие от семипалатинского полигона. Наши афганцы зачастую остаются за бортом.

Но надежда умирает последней, поэтому мы продолжаем поднимать свои вопросы. Вот сейчас грядут новые выборы в мажилис, и мы надеемся, что новый состав парламента наконец-то обратит внимание на проблемы тех людей, которые исполнили свой воинский и гражданский долг. Пока же мы сталкиваемся с равнодушием, безразличием властей на всех уровнях.

Алматы