Тысячу лет назад на земле родился первый мутант Эн Саба Нур (Оскар Айзек). Благодаря своим суперспособностям он много раз перерождался, всякий раз заимствуя таланты у мутантов, которых приносили ему в жертву. Когда его могущество стало почти божественным, люди восстали против его власти и заключили его в каменную тюрьму под одной из египетских пирамид. В начале 1980-х поклоняющийся ему культ раскопал гробницу Эн Саба Нура, и пробудившийся тиран начал собирать армию озлобленных мутантов, чтобы перекроить землю по своему вкусу. Среди сторонников Эн Саба Нура оказался Магнето (Майкл Фассбендер), разочарованный в людях после гибели жены и дочери. Это привлекло к новой угрозе внимание Мистик (Дженнифер Лоуренс), Профессора Икс (Джеймс МакЭвой) и младшего поколения мутантов во главе с телепаткой Джин Грей (Софи Тернер).
Пока студия Marvel развивает свою киновселенную, студия Fox продолжает вкладывать сотни миллионов долларов в экранный цикл по мотивам одного из самых успешных марвеловских комиксов «Люди Икс». «Люди Икс: Апокалипсис» – третья лента в эпопее, начатой картиной 2011 года «Люди Икс: Первый класс». Тогда, напомним, режиссер Мэттью Вон поведал о первом знакомстве будущих друзей-врагов Профессора Икс и Магнето в эпоху Карибского кризиса. Затем в 2014 году вернувшийся в цикл Брайан Сингер свел на экране прежних и новых актеров эпопеи в успешной ленте «Люди Икс: Дни минувшего будущего». И вот теперь пришло время рассказа о том, как в команде героев появились знакомые нам по первым «Людям Икс» Циклоп, Джин Грей, Шторм и Ночной Змей. Их в «Апокалипсисе» сыграли соответственно Тай Шеридан из «Бойскаутов против зомби», Софи Тернер из «Игры престолов», Александра Шипп из «Голоса улиц» и Коди Смит-МакФи из «Дороги». Как Сингер справился со своей задачей без звезд-тяжеловесов Патрика Стюарта и Йена МакКеллена?
Неплохо. Очень даже неплохо. Хотя для того, чтобы оценить «Апокалипсис» по достоинству, его надо смотреть под правильным углом. Новые «Люди Икс» – это картина-пазл из множества кусочков, каждый из которых по отдельности может показаться слабым. Но когда эти кусочки собираются в единое полотно и начинают взаимодействовать друг с другом, результат оказывается больше, чем арифметическая сумма составляющих «Апокалипсиса».
Взять, например, основного злодея фильма. Эн Саба Нур, в комиксах известный как Апокалипсис, – шаблоннейший голливудский мерзавец-тиран, интересный лишь обширным набором суперспособностей и странным внешним видом (бедный Оскар Айзек, изнемогавший под тонной грима!). Его легко критиковать, если вычленить Апокалипсиса из картины и сравнить с аналогичными суперзлодеями. Но если вместо этого присмотреться, как Эн Саба Нур взаимодействует с другими кусочками пазла, то окажется, что он не только клишированно негодяйствует, но и среди прочего усиливает Шторм, что становится началом ее путешествия в мире «Людей Икс», и подначивает Магнето, заставляя героя ответить на вопрос: «Есть на свете что-то такое, за что я готов сражаться, или же лучше перекроить цивилизацию и начать все сначала?»
Как видите, конфликт картины отнюдь не сводится к банальному физическому противостоянию с Апокалипсисом. Она включает еще и психологическое противостояние в душе Магнето между его яростью от утраты семьи и чувствами, которые он испытывает к другим Людям Икс. И это противостояние не было бы по-настоящему драматичным, если бы Эн Саба Нур не старался направить Магнето в нужном ему направлении.
То же самое можно сказать о других компонентах картины. Вытащите их из экранного механизма, который сконструировал сценарист Саймон Кинберг, и у вас в руках окажутся неприглядные шестеренки. Но если вставить их обратно, то они зацепятся друг за друга и «Апокалипсис» начнет тикать как швейцарские часы. В сущности, фильм устроен так же, как сама команда Людей Икс. Каждый из героев по отдельности не так ярок и интересен, как персонажи «Мстителей». Но они дополняют друг друга куда лучше, чем Железный Человек и Капитан Америка, и когда они действуют заодно, их отряд оказывается эффективным и сбалансированным. В то время как Мстители – это просто несколько супергероев в одном кадре.
Другое дело, что не все шестеренки «Апокалипсиса» равны по размеру и значению. Так, у соратницы Эн Саба Нура по прозвищу Псайлок (Оливия Манн) почти нет реплик, и она в фильме лишь для того, чтобы побегать полуголой (другие героини одеты теплее) и немного помахать энергетическим мечом. С другой стороны, Эван Питерс в роли сверхскоростного мутанта Ртуть вновь, как и в «Днях минувшего будущего», получил самую смешную и эффектную сцену ленты, и он еще не раз и не два стягивает одеяло на себя своими шутками. Сингер явно играет в «любимчиков», и не все фанаты персонажей цикла будут довольны тем, как картина обходится с их кумирами. Хотя это больше проблема для Америки, где комиксы о Людях Икс лучше известны, чем у нас.
Сравнивая «Апокалипсис» с самыми свежими эпическими супергеройскими лентами, легко определить, что он лучше «Бэтмена против Супермена: На заре Справедливости» и хуже «Первого Мстителя: Противостояния». Первую картину лента Сингера обходит из-за лучшего баланса приключений и юмора, лучше выстроенного сценария и из-за размашистого финального сражения, в котором каждый из героев вносит значимый вклад в общую победу, а не кто-то один берет бой на себя.
«Противостояние» же оказывается сильнее из-за более мощной психологической подоплеки, более смешных шуток и из-за драматичного заключительного боя, по ходу которого зрители могут только гадать, кто из супергероев победит. Кроме того, характерные для «Противостояния» физические схватки смотрятся сильнее, чем более типичные для «Апокалипсиса» дистанционные бои на силовых полях и световых лучах. Но такова уж природа суперспособностей персонажей «Людей Икс», и Брайан Сингер вряд ли что-то мог с этим поделать.
Естественно, спецэффекты в фильме на самом высоком уровне (230 миллионов долларов пошло не только на звездные гонорары), а из актеров «Апокалипсиса» разочаровывает только Лоуренс в роли Мистик. Кажется, ей скучно играть роль, которая задействует лишь малую толику ее актерского дара и вызывает в памяти усталую монотонность Лоуренс в последних сериях «Голодных игр». Однако это проблема не столько конкретного фильма, сколько всего Голливуда, который дал девушке «Оскар», но так до сих пор и не разобрался, как Лоуренс лучше всего использовать.