Оборот холдинга в первом полугодии 2015 года достиг 61,6 млрд тенге ($332,5 млн). Новыми клиентами компании стали 27 015 казахстанцев, или 52% всех покупателей новых легковых автомобилей в стране. На долю автосборочного завода «АЗИЯ АВТО» с начала года пришлось 59% легкового автопроизводства РК.
Холдинг продолжает строительство крупнейшего в республике автопромышленного кластера и успешно осваивает рынки Сибирского и Уральского регионов России.
Автомобильный рынок Казахстана
Первое полугодие 2015 г. сопровождалось ускорением спада рыночной активности в цивилизованном сегменте казахстанской автоиндустрии. Официальными участниками рынка по итогам 6 месяцев 2015 г. реализовано 52043 легковых и легких коммерческих автомобиля, что на 30% ниже показателя января-июня 2014 г.
TOP-10 брендов в отчетный период составили Lada (16 813 ед.), Hyundai (6 637 ед.), KIA (5 852 ед.), Toyota (4 229 ед.), Renault (3 626 ед.), UAZ (2 123 ед.), GAZ (1 781 ед.), Volkswagen (1 774 ед.), UZ-Daewoo (1 738 ед.) и Chevrolet (1621 ед.).
Источником неуклонного сокращения сегмента цивилизованного авторетейла, наметившегося в мае 2014 года, остается поток параллельного импорта новых и подержанных автомобилей с территории Российской Федерации. В течение первой половины текущего года в Казахстан по теневым каналам было ввезено и поставлено на учет свыше 150 тысяч легковых автомобилей.
26 мая 2015 года приказом Министерства по инвестициям и развитию РК был введен запрет на ввоз из стран-членов ЕАЭС автомобилей, не отвечающих требованиям стандарта Euro-4 и Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств". Это решение способствовало снижению импортного потока технически небезопасной техники. Однако объемы «серого» ввоза автомобилей из стран Евразийского союза пока сохраняются на высоком уровне и по-прежнему угрожают перспективам устойчивого развития цивилизованного сегмента казахстанского автомобильного рынка. Так, по итогам июня 2015 года на долю стихийного импорта пришлось 46% легковых авто, поставленных на учет в органах дорожной полиции.
Фундаментальным фактором снижения рыночной активности служит и напряженная макроэкономическая ситуация. Мировые цены на ключевой экспортный товар казахстанской промышленности, нефть марки Brent, сократились с отметки $109 в первом полугодии 2014 года до $59 в отчетный период.
В условиях новой конъюнктуры сырьевых цен 15 июля 2015 г. Нацбанк РК расширил коридор обменного курса тенге до 198 тенге за доллар. Это решение пока не оказало заметного влияния на стоимость национальной валюты. Однако риск ослабления курса тенге во второй половине текущего года сохраняется.
Приближение к новой границе валютного коридора может, с одной стороны, негативно отразиться на потребительской активности клиентов казахстанских автосалонов, с другой стороны, способно послужить дополнительным фактором сдерживания оттока отечественных покупателей на рынок приграничных регионов России в случае, если курс российской валюты сохранится на текущем уровне или продемонстрирует рост. Напомним, с января по июнь 2015 г. рубль укрепился по отношению к тенге на 5,4%.
В мае-июне 2015 г. среднемесячная стоимость барреля нефти марки Brent превысила 60-долларовую отметку. При сохранении относительно устойчивой ценовой ситуации на сырьевых рынках и стабилизации курса рубля, отложенный эффект мер техрегулирования, введенных Правительством РК в мае, может инициировать процесс восстановления казахстанского автомобильного рынка во втором полугодии текущего года. Однако вероятность менее благоприятных сценариев рыночной динамики также весьма высока.
Игорь Потапов, генеральный директор ТОО «БИПЭК АВТО Казахстан»:
Цивилизованная часть казахстанского авторынка пока не демонстрирует симптомов восстановления. Если в «сером» сегменте мы по-прежнему наблюдаем интенсивный приток импорта, то продажи официальных дилеров вернулись к уровню второй половины 2012 года. Почти половина легковых авто, зарегистрированных в июне, пришлась на стихийный ввоз. Рассчитываем, что правительству удастся вывести оставшийся поток импорта из «тени», ведь за счет этого прозрачная налогооблагаемая база в авторетейле – удвоится.
Пока же мы констатируем 30%-ное падение отечественного авторынка по результатам полугодия. Вкупе с валютными рисками ситуация остается сложной.
Тем не менее, нашей группе удается сохранять финансовую устойчивость и статус наиболее успешного игрока казахстанской автоиндустрии. 52% клиентов всех отечественных автоцентров – а это 27 тысяч казахстанцев – остановили выбор на предложениях «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО». Причем традиционный бестселлер казахстанского рынка, LADA, дополнительно увеличил свою долю до 32,3%. KIA – также сохранила место в первой тройке лидеров сбыта. По итогам июня Chevrolet и Skoda вошли в TOP10 наиболее востребованных казахстанцами марок.
Продажи и обслуживание
Результатом деятельности группы «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» в январе-июне 2015 года стали 27 015 реализованных автомобилей на сумму 58,6 млрд тенге ($316,4 млн). Холдинг сохраняет за собой доминирующую позицию на рынке республики, контролируя более половины сегмента новых легковых и коммерческих автомобилей. Рыночная доля компании по результатам полугодия составила 52%.
Со значительным отрывом от других лидеров казахстанского авторетейла список предпочтений отечественных покупателей вновь возглавила LADA. В течение первых 6 месяцев года жители республики приобрели 16 813 автомобилей тольяттинской и усть-каменогорской сборки.
АВТОВАЗ продолжает укреплять положение абсолютного лидера на рынке Казахстана. По итогам первого полугодия 2015 года каждый третий клиент отечественных автосалонов (32,3% всех покупателей новых легковых автомобилей, включая LCV) предпочел марку LADA. В аналогичный период 2014 г. её рыночная доля составляла 30,4%.
Наиболее популярным предложением LADA остается семейство Granta (5 402 ед.). В отчетный период Granta сохранила за собой положение автомобиля №1 по объемам сбыта среди 248 моделей, официально представленных на рынке Казахстана.
В десятку моделей-фаворитов рынка республики автомобилей вошли также Largus (4022 ед.), Priora (3680 ед.), Lada Kalina (2310 ед.) и Lada 4x4 (1354 ед.). При этом повышенный интерес казахстанских покупателей к универсалу Lada Largus и семейству моделей Kalina обеспечил этим продуктам рост продаж на 35% и 18% соответственно (по отношению к результатам сбыта в первом полугодии 2014 г.).
Наряду с появлением новых предложений (LADA Granta, укомплектованной АКПП, обновленной Priora и кроссовера на базе LADA Kalina), решающую роль в укреплении позиций бренда на рынке Казахстана сыграло ослабление курса российского рубля. Продукция АВТОВАЗа, выпускаемая главным образом из российских компонентов, приобрела дополнительную конкурентоспособность за счет доступной стоимости, не чувствительной к колебаниям курсов иностранных валют. Тенговые цены на модельный ряд LADA в 2015 году были значительно снижены, что позволило марке нарастить рыночную долю, невзирая на спад потребительской активности.
Поклонниками марки KIA c начала года было приобретено 5852 автомобиля, что вновь обеспечило ей место в тройке самых востребованных брендов на рынке республики. Сбыт казахстанского бестселлера KIA – модели Rio – в январе-июне 2015 года вырос на 4%, до отметки 3641 ед. Седан и хэтчбэк Rio – в пятерке самых покупаемых казахстанцами автомобилей.
Бестселлерами корейского бренда по итогам января-июня 2015 года стали также кроссоверы KIA Sportage (717 единиц), KIA Cerato (541 единица) и KIA Sorento (483 единицы). Лидером по показателям темпов роста продаж выступил бизнес-седан KIA Optima. Спрос на модель вырос по сравнению с прошлогодним значением в 2,5 раза (до 105 ед.).
Бренды Chevrolet и Skoda также сохранили место в первой десятке фаворитов отечественного рынка в сегменте легковых авто. Их продажи достигли 1 621 и 1178 единиц.
На линейку Renault и UAZ пришлось 783 и 768 автомобилей, реализованных в филиалах «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» соответственно.
LADA Granta. Автомобиль №1 по объемам сбыта среди 248 моделей, официально представленных на рынке Казахстана (5402 покупателя по итогам первого полугодия 2015 г.).
Производство автомобилей
Беспрецедентный по интенсивности поток параллельного импорта в январе-июне 2015 года ускорил темпы падения автопроизводства в Казахстане. По итогам 6 месяцев 2015 года выпуск продукции легкового автопрома республики сократился на 55,5%, составив 7 868 единиц.
59% выпущенных на территории Казахстана легковых и легких коммерческих автомобилей (4 622 ед.) были произведены на усть-каменогорских мощностях. Работа «АЗИЯ АВТО» обеспечила 8% выпуска продукции всех машиностроительных предприятий страны (вклад завода составил 21,2 млрд тенге).
На автомобили, сошедшие с усть-каменогорского конвейера, пришлось 60% суммарных продаж легковых и легких коммерческих авто казахстанского производства: 5326 единиц на сумму 18,4 млрд тенге.
Lada 4x4 (1354 ед.) и KIA Sportage (717 ед.) вошли в тройку бестселлеров сегмента compact-SUV. Skoda Rapid подтвердил звание самого продаваемого казахстанского автомобиля в наиболее массовом сегменте отечественного рынка (класс B). Kia Sorento завоевал статус лидера сбыта в популярной нише среднеразмерных вседорожников локальной сборки.
Во втором квартале текущего года стартовали продажи нового минивэна KIA Grand Carnival, мировая премьера которого состоялась на автошоу в Нью-Йорке. Модель пополнила палитру вместительных семейных автомобилей казахстанского производства. Напомним, KIA Carens и Chevrolet Orlando, выпускаемые в Усть-Каменогорске, в числе трех самых востребованных казахстанцами моделей сегмента минивэнов.
Заметную долю в объеме реализованных предприятием автомобилей обеспечила государственная программа льготных автокредитов, стартовавшая в третьей декаде апреля 2015 года. 1638 покупателей, или 31% от общего числа клиентов «АЗИЯ АВТО» в первом полугодии смогли воспользоваться займами Банка Развития Казахстана на условиях номинальной ставки обслуживания 4%.
Перспективные проекты
В 2015 году сеть «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО», насчитывающую 26 городов Казахстана, пополнили 14 собственных филиалов холдинга, открывшихся в 10 регионах России. Совместно с ОАО «АВТОВАЗ» компания приступила к продажам, сбыту и послепродажному сервису автомобилей Lada в крупнейших городах Сибири и Урала: Барнауле, Ишиме, Кемерово, Новокузнецке, Новосибирске, Омске, Тобольске, Тюмени, Челябинске и Шадринске.
Впервые в истории евразийской экономической интеграции казахстанская компания стала полноправным участником автомобильного рынка России. Контрактная территория сбыта, предоставленная группе «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» российским партнером, в сумме насчитывает более 51 млн жителей в Казахстане и азиатской части России.