И если этот переход, если не сказать - переворот, действительно состоится, в жизни всех россиян изменится очень многое. Только представьте: милиции не нужно выполнять план и подтасовывать цифры о борьбе с криминалом, прокуратуре - улучшать статистику, следователям постоянно повышать процент раскрываемости преступлений, а дознавателям соответственно любыми путями "раскалывать" преступников. Всем давно известно, что это значит: в буквальном смысле выбивать признания, явки с повинной, заставлять человека подписывать нужный протокол, даже если несчастный гражданин заведомо невиновен. Надежные физические методы работы органов внутренних дел практически во всех постсоветских странах до сих пор оставались традиционными. Главным их смыслом и главной же целью были данные в отчетах, за которые хвалило начальство, за которые давались звания, премии. Конвенция против пыток ООН, протоколы к которой ратифицированы и Казахстаном, и Россией, долгие годы пребывает в теоретических заоблачных далях, и простые, как дубинка, ребятки в погонах на местах вряд ли слышали о ней - они продолжают по-своему "воздействовать" на задержанных и арестованных.
Но и на правозащитном поле нашей державы под новый год случилось нечто важное. 28 декабря 2009 года Верховный суд Казахстана по сути признал факт существования в стране пыток. То, о чем во всеуслышание твердили правозащитники, отныне подтверждено официально. Конечно, прямо о существующей полицейской практике в постановлении №7 ВС РК не сказано ни слова, да и не могло быть сказано - не достигнуть нашей власти необходимой для этого степени честности. Но название документа крсноречивее любых ссылок, а именно - "О применении норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства по вопросам соблюдения личной свободы и неприкосновенности достоинства человека, противодействия пыткам, насилию, другим жестоким или унижающим человеческое достоинство видам обращения и наказания".
Вообще, если очень внимательно вчитываться в тексты отечественных законов, нормативных актов и постановлений и уметь читать между строк, можно обнаружить немало интересного. Например. "В целях правильного и единообразного применения (выделено мной - И.З.) в уголовном судопроизводстве норм Конституции и законов Республики Казахстан, обеспечивающих личную свободу и неприкосновенность достоинства человека, а также надлежащего выполнения обязательств, вытекающих из Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (далее - Конвенция) и иных, ратифицированных Республикой Казахстан международных договоров, пленарное заседание Верховного Суда Республики Казахстан постановляет"… Отсюда следует логичный вывод: до сего момента нормы Конституции и законы применялись у нас неправильно и разнообразно. То есть, как бог на душу служителям Фемиды положит.
О сформировавшейся практике применения насилия и совершения пыток в Казахстане свидетельствуют различные источники. Материалы СМИ, результаты мониторингов международных и казахстанских правозащитных организаций... Пытки относятся к так называемым латентным преступлениям, их факт порой невозможно доказать - ведь все происходит без свидетелей, в служебных помещениях, а "палачи", владеющие арсеналом воздействия на несговорчивый контингент, отлично знают способы выхода сухими из воды.
По данным республиканской Коалиции по борьбе с пытками, за последние 4 года было возбуждено всего 15 уголовных дел в отношении должностных лиц, подозреваемых в применении пыток, при этом 6 человек были освобождены по амнистии. Жалоб к правозащитникам поступает много, но даже в явных случаях (а доказать их, повторю, крайне непросто) прокуратура обычно склонна квалифицировать действия сотрудников органов внутренних дел как "превышение должностных полномочий". И превысившие их спокойно отделываются взысканием. Коалиция, в состав которой входят казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности, общественный фонд "Хартия за права человека", центр исследования правовой политики и международный центр журналистики "MediaNet", располагает информацией о том, что с апреля 2007 года по январь 2009 было зафиксировано 586 случаев применения пыток к заключенным. По мнению правозащитников, в реальности фактов гораздо больше. Люди сломлены страхом, унижены болью. Как сказал алматинский предприниматель Виталий Лемех, отсидевший два года "по недоразумению": "Когда тебе на голову наденут прочный полиэтиленовый пакет, признаешься и в том, что ты - маньяк-убийца".
И в этом плане интересен первый пункт постановления Верховного суда. Он гласит следующее: "Обратить внимание судов на то, что в соответствии со статьей 114 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее - УПК) орган, ведущий уголовный процесс, при производстве процессуального действия (допроса лица, проведения очной ставки, осмотра, опознания и др.) обязан не только разъяснить участнику процесса его права, но и обеспечить возможность их полного осуществления (выделено мной - И.З.). При этом особое значение должно быть уделено соблюдению конституционных прав человека и гражданина, в том числе на неприкосновенность достоинства человека, включающего в себя защиту от применения пыток, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения. Невыполнение этих требований закона является основанием для признания доказательств, полученных при производстве процессуального действия, недопустимыми". Получается, что орган, ведущий процесс, должен обеспечить не осуществление прав гражданина, а лишь возможность данного осуществления. Например, сначала спросить, желает ли подследственный пригласить адвоката, затем хорошенько обработать его почки, затем еще раз задать тот же вопрос и с удовлетворением занести в протокол, что подследственный от присутствия адвоката добровольно отказался.
Постановление содержит 23 пункта, в основном, разъясняющие судам статьи УПК, в которых нет ничего нового и которые те и так обязаны знать. Но, с другой стороны, при фантастическом количестве законов, подзаконных актов, поправок, дополнений и изменений, освоить и тем более, запомнить которые ни один судья не в состоянии, польза от такого "концентрированного" разъяснения - налицо. Хотя бы по части процессуальных норм при задержании, допросе и т.д. Может быть, не все судьи знают, что "началом срока задержания лица является время его фактического задержания". Или, как прописано, например, в пункте 15: "Пытки необходимо отличать от иных действий, связанных с превышением власти или должностных полномочий, ответственность за которые предусмотрена статьей 308 УК". Обратимся к Конвенции ООН. "Пытка - это любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание физическое или нравственное, чтобы получить от него сведения или признания", - просто и ясно. Я внимательнейшим образом изучил отечественные документы, так или иначе касающиеся проблемы пыток, но нигде не обнаружил упоминания термина "нравственное страдание". С другой стороны, нам бы со страданиями физическими определиться. По мнению юристов, в Казахстане необходимо создать автономный государственный орган, который рассматривал бы заявления о пытках и контролировал объективно и взвешенно расследование каждого факта. Коли уж мы, согласно принятым международным обязательствам, объявили себя территорией, свободной от пыток.
И, наконец, пункт 22 вышеназванного постановления ВС № 7. "В целях предупреждения пыток, жестоких или унижающих человеческое достоинство обращений или наказаний судам надлежит выявлять причины и условия, способствующие применению пыток, и выносить частные постановления об их устранении". Хорошее слово - "надлежит". Строгое, обязывающее к действию. Но неизбежно возникает вопрос: каким же, собственно, образом наши суды станут выявлять эти самые "причины и условия, способствующие применению пыток"? Реально - каков может быть механизм данного выявления? Впрочем, я отнюдь не преследую цели уязвить Верховный суд в какой-либо нелогичности, текстовых противоречиях или невнятных обобщениях. Главное - понять, что конкретно дает это постановление, привнесет ли оно изменения в общественную жизнь или останется красивой бумажкой для отчета в международных инстанциях.