Пять главных угроз для Алматы

Над Алматы нависают ледниковые озера. Ученый Борис СТЕПАНОВ рассказал, откуда и как может ударить стихия и что сделать, чтобы избежать этой угрозы.

– Алматы расположен у подножья Иле-Алатау. На селевом конусе. Здесь возможны разрушительные природные явления, – говорит Борис Степанов. – По-прежнему есть опасность, исходящая от озера № 6. Казселезащита проводит частичное опорожнение с помощью сифонов, но они могут уменьшить уровень воды максимум на 5–6 метров. Считаю, сейчас недостаточно следят за ситуацией в этой опасной зоне. В прошлом году, в июле, я пришел на озеро и увидел, что оно переполнилось, частично размыло перемычку. Стоит только благодарить Всевышнего, что там были крупные камни и не повторилась ситуация 1973 года, когда образовался сель на Большой Алматинке. Тогда погибли люди, последствия были страшные. Нужно срочно полностью опорожнять озеро № 6. Казселезащита 17 лет тратит деньги из бюджета, чтобы поддерживать уровень в безопасном состоянии, за это время можно было давно решить проблему раз и навсегда. Раньше нам говорили, что нельзя поднимать технику, потом – что машины не будут работать на такой высоте. Эксперты дают заключение, что это все отговорки. До сих пор не разработаны новые нормы на проектирование, строительство, эксплуатацию селезащитных сооружений, а также на опорожнение селеопасных озер.

Но сель не ждет, пока люди сделают это. Так, в 2013 году сошел сель близ Алматы, и тогда заявленные объемы повергли в шок некоторых экспертов.

– В Кимасаре есть каскад, и там должна быть плотина, но ее до сих пор нет, – говорит Борис Степанов. – Первый же сель не поместится в этом каскаде, и все это обрушится вниз. В районе Бедельбая, “Просвещенца”, где был сель в 1999 году, сделаны сооружения, но они вызывают сомнения. По-моему, они спроектированы и построены неправильно. Что касается главной плотины, защищающей Алматы, то она, конечно, надежна. Но ее хватит лишь на сдерживание одного-двух селей, дальше город останется без защиты с опасными селевыми очагами над головой. Вычерпывать селевую массу будет сложно, на это может уйти лет десять. Необходимо уже сейчас подготовить проект на случай заполнения селехранилища. Еще нужно строить плотину в Мынжилках. Мы бьем тревогу много лет. Эта плотина должна задерживать воду с ледника.

Еще одно слабое место – горнолыжная трасса Шымбулак:

– Мы предупреждаем, что нельзя проводить никакие работы на горнолыжной трассе, расчищать ее бульдозерами, как это делалось. Разрушение небольшого участка растительного покрова привело к образованию селя в 2013 году.

Большую опасность для западной части Алматы, по словам ученого, представляет горное озеро № 13-бис:

– Оно выросло буквально за 7–8 лет. И есть все предпосылки, что продолжит расти. Там уже в два раза больше объем, чем в озере №13, которое опорожняли в 1977 году, и произошел катастрофический сель. Туда трудно забросить технику, но проблему надо решать.

Сейчас город расширяется на запад, в состав вошли новые районы, которым угрожают сели из ущелья Каргалы. Там емкость плотины очень маленькая. Граница города уже дошла до середины конуса выноса ущелья Аксай – там вообще защиты нет, зато полно домов и строений. В общем, дыр много, и все их надо латать, чтобы избежать угрозы.

Угроза стать жертвой криминала всегда велика в больших городах. И Алматы, как самый многочисленный город страны, подтверждает это данными статистики.

По информации комитета правовой статистики и спецучета Генеральной прокуратуры, больше всего заявлений о происшествиях с начала этого года зарегистрировано именно в Алматы. Всего поступило 29 734 обращения. Для сравнения: в Астане за аналогичный период было принято 16 415 обращений, в других городах – в десятки раз меньше! Алматы впереди почти по всем видам преступлений. 40 заявлений об убийствах, 109 – о разбоях, 1 627 –  о грабежах, 4 279 – о случаях мошенничества. И лишь по изнасилованиям город обошла Алматинская область.

К слову, не всегда Алматы бил рекорды по преступности среди других городов. Например, в 2007 году крупнейший город страны был по количеству преступлений вторым после Восточно-Казахстанской области – тогда в мегаполисе зарегистрировали 14 611 преступлений за год. Самый большой криминальный рывок произошел в 2011 году, количество преступлений выросло до 29 589. А в 2013-м – до 54 958.

Смог, окутывающий Алматы, – одна из самых острых проблем, которые необходимо решать. И хотя нет статистики, сколько людей заболевает из-за грязного воздуха в мегаполисе, все прекрасно понимают – город превращается в газовую камеру.

Эксперты называют несколько причин, почему дышать в Алматы с каждым годом все опаснее. Основной загрязнитель воздушного бассейна города – автотранспорт, выбросы которого составляют 80–90 процентов от общего количества загрязняющих веществ.

В выхлопных газах содержится около 200 химических соединений. Среди них весьма токсичные вещества, в том числе канцерогены, повышающие вероятность возникновения злокачественных опухолей. Выхлопы практически травят население. К примеру, оксид углерода считается “вдыхаемым ядом”, способным создавать дефицит кислорода в тканях тела, что вызывает головную боль, головокружение, тошноту, потерю сознания и даже смерть. Диоксид азота (NO2) – газ желтовато-бурого цвета, сильно ухудшающий видимость, придает коричневый оттенок воздуху. Он высокотоксичен, вызывает бронхит, понижает сопротивляемость организма к респираторным заболеваниям. Перечислять страшные последствия для здоровья от выхлопов можно долго.

А и без того неблагополучная экологическая ситуация усугубляется постоянным ростом населения.

Уже давно нарушена экологическая емкость Алматы. Существуют расчеты, что здесь должны проживать всего около 700 тысяч человек, – отмечает глава общественного фонда “Зеленое спасение” Сергей КУРАТОВ. – Экологическая ниша уже не выдерживает такого количества населения, которое у нас есть. Мы говорили, что необходимо создавать города-спутники. У нас же, наоборот, Алматы сливается с пригородом, вырубаются зеленые зоны. Город развивается стихийно. Нет четкой экологической политики. Неоднократно мы говорили, что необходимо развивать зеленые полосы вокруг Алматы. Все законы по защите парков грубо нарушаются в угоду частным интересам.

Самой опасной угрозой для мегаполиса ученые считают землетрясения. Об опасности, в которой может оказаться город, “КАРАВАН” писал в двух последних номерах. Сейсмологи говорят о повышенной вероятности разрушительного землетрясения в ближайшие 5–7 лет.

– Регион Северного Тянь-Шаня, где дислоцирован город Алматы, является наиболее сейсмоопасным в Центральной Азии, – рассказал нам директор Института сейсмологии Танаткан АБАКАНОВ. – Сильнейшие землетрясения здесь происходили всегда. Верненское землетрясение 1887-го, Чиликское 1889-го, Кеминское землетрясение 1911 года. Два последних вошли в разряд мировых сейсмических катастроф по количеству выделенной из очага энергии. Землетрясение 1911 года в 40 раз превосходило печально знаменитое Спитакское землетрясение 1988 года, которое унесло около 41 тысячи жизней и потрясло все человечество своими последствиями. Сейчас идет накопление потенциальной энергии в недрах Северного Тянь-Шаня. Сжатие геологических структур. И когда-то эта энергия начнет высвобождаться. Мы в долгосрочном плане считаем, что вероятность сильного землетрясения повышена. Речь идет о ближайших 5–7 годах. Есть планы по предотвращению угрозы. Но никак нельзя тянуть с их реализацией.

В Алматы высок риск возникновения угрозы эпидемиологического характера, говорят эксперты департамента по защите прав потребителей. Чтобы избежать трагедии, нужно постоянно держать ситуацию под контролем. А тут еще лабораторию с опасными вирусами решили в городе построить.

Страшно представить, что будет, если в двухмиллионном городе начнется эпидемия. И это, к сожалению, не страшилка, а вполне возможный сценарий ситуации. Существуют конкретно прописанные схемы и планы, как вести себя в той или иной ситуации, рассчитано, сколько больничных мест потребуется, кто и как будет оказывать людям помощь. Известно, что риск возникновения эпидемий в городах с населением более миллиона человек возрастает в разы. Вот что говорят эксперты-эпидемиологи из департамента по защите прав потребителей:

– С учетом широких туристических, образовательных, деловых взаимосвязей, постоянной внутренней и внешней миграции населения для Алматы высок риск возникновения и завоза угроз эпидемиологического характера – карантинных и особо опасных инфекций.

Есть перечень потенциальных угроз, которые можно завезти из-за границы:

– По официальной информации Всемирной организации здравоохранения, эпидемии отмечаются: по лихорадке Эбола – в странах Африки, по птичьему гриппу – в Индии, Китае, Египте, Канаде. По коронавирусным инфекциям в 26 странах –  это государства Ближнего Востока, Франция, Германия, Великобритания, Южная Корея.

Еще один вопрос, который тревожит алматинцев, – это безопасность строящейся правительством США лаборатории прямо на территории города, в которой будут храниться штаммы опасных вирусов.

– Если выносить такие организации в пески, степь, то, во-первых, не будет обеспечена работа этой организации, во-вторых, произойдет серьезное удорожание, в-третьих, нет никаких побудительных мотивов, чтобы это делать. Мир не вчера начал заниматься особо опасными инфекциями. Есть общемировая практика по обеспечению биологической безопасности на подобных объектах, – заверили эксперты.

Но, несмотря на эти слова, перспектива вирусного соседства алматинцев не радует.