В ореоле романтики
Ужупис – район Вильнюса, по сути, город в городе, название которого переводится как милое слуху Заречье. В начале 90-х он мало напоминал место, пригодное для жилья: полуразвалившиеся старинные здания давно не видели ремонта. Многие дома были разрушены и зияли черными провалами окон, стены обшарпаны, крыши обветшали, а на центральной улице квартала огромными буквами ярко-красной краской было намалевано: “Улица смерти”. Устрашающая надпись имела вполне реальное основание: криминогенная обстановка здесь была сложной. Но над кварталом с многовековой историей витал дух старины и романтики.
Романтичной была не только история отделенного от города извивающейся рекой Вильняле квартала, но и вся среда обитания ужупских жителей. Отсутствие привычных удобств в Ужуписе компенсировалось звоном колоколов 14 окружающих Заречье костелов и церквей, необыкновенной панорамой Вильнюса, открывающейся с ужупских холмов, круто сбегающих к журчащей, прохладной и чистой реки Вильняле. Это был сонный, патриархальный мир, в который еще не проник дух потребительства и наживы рыночной экономики, активно завоевывавшей Вильнюс по ту сторону Вильняле.
От “армии” пришлось отказаться
“Нам ни к чему “евроремонты”. Надо сделать мир большой деревней, где живут предания, дымятся печные трубы, где под окнами разбиты капустные грядки”, – эта мечта нескольких романтиков, ночи напролет создававших будущую республику, удивительно быстро овладела умами обитателей Ужуписа. К тому времени в квартале поселилось немало художников, скульпторов, гончаров, мастеров по керамике и ковке металла – люди свободных профессий мечтали об эдаком литовском Монмартре, дух которого уже витал над Вильняле.
Утопия, существовавшая поначалу лишь в головах свободных художников, начала принимать реальные очертания. В объявившей шуточную независимость республике появились все необходимые атрибуты власти: флаг, гимн, Конституция, свой президент – художник, композитор и поэт Ромас ЛИЛЕЙКИС, свой парламент, правительство и даже... граждане. Разумеется, не обошлось без собственной таможни и валюты – евроужа, а также газеты “Глашатай Ужуписа” и сайта www.uzupis.lt.
– От армии мы решили отказаться, – с явным сожалением сообщает мне президент республики Лилейкис, – из идеологических соображений... и немного из-за финансовых. Хотя вначале ее численность составляла 12 солдат.
Заговорило в Ужуписе и собственное радио, и это было самое удивительное: игра интеллектуалов преодолела табу “понарошку” и превратилась в стиль жизни. У Ужуписа появились почетные граждане, послы и консулы в 200 странах мира. Потихоньку республика обросла традициями и праздниками, да и какая независимость без собственных дат?! Главный праздник республики – День независимости 1 апреля. Его еще называют Днем Ужуписа.
Городской полуостров
Ужупис уже в начале прошлого века обладал своеобразной автономией: за проезд через каждый из семи мостов муниципалитет собирал подати с мельниц. В основном в квартале селились городская беднота и ремесленники. В средние века это была слобода кожевников и мукомолов: в быстрых водах реки кожевники вымачивали кожу, наполняя зловонием окрестности, а мукомолы с помощью реки мололи зерно, привезенное крестьянами. В память о королевских мельницах, стоявших на улице, идущей от одного из мостов над рекой, нам осталось ее название – Малуну.
Из Ужуписа от улицы Полоцко начинался старинный Полоцкий тракт Батория. Широкий перекресток трех улиц – Малуну, Ужупе и Паупе – образовывал подобие площади, на которой стояла небольшая церковь Петра и Павла, сгоревшая в 1610 году. На ее месте в середине ХVII века водрузили крест, а в середине ХIХ века построили псевдоготическую часовенку, которая была разрушена. На ее месте появилась водокачка, которую сменила 8,5-метровая колонна, увенчанная огромным белым яйцом, но это уже символ новой истории – ужупской независимости. А потом место яйца занял бронзовый трубящий ангел.
На стаканчик с мэром
В 1996 году на житье в Ужупис перебрался Артурас ЗУОКАС. Когда он стал мэром Вильнюса и пешком ходил с работы домой, к нему мог запросто подойти самый обыкновенный “уж” с предложением пропустить стаканчик.
– Я тогда жил неподалеку от Трех крестов, рядом с парком Сярейкишкю, – говорит Артурас – один из отцов-основателей и главный идеолог республики. – Но меня поразила панорама, которая открывается с холмов Ужуписа, и мы с семьей купили здесь небольшую квартиру. Так как в Старом городе в то время приобрести жилье было почти невозможно – цены были очень высокими, сюда стали переезжать люди, любящие особый стиль жизни. Начали думать, как изменить район: тогда самоуправление Вильнюса вообще не уделяло внимания Ужупису как части Старого города. Я и предложил официально предоставить декларацию о независимости 1 апреля, в День смеха. Каждый понял это по-своему: власти, которым это не понравилось, приняли событие за шутку, ну а для нас это было достаточно серьезно.
Над домами появились вывески: гостиница “Хартс” (подарок Аль-Файеда), “Представительство НАТО в Ужуписе”. А потом по Ужупису замаршировали парады, карнавальные шествия.
Открыты, как ладонь
На праздники на дипломатических машинах с флагами своих стран начали приезжать дипломаты. Потом появились первые почетные граждане Ужуписа: Йонас Мякас, далай-лама, который благословил макет скульптуры ангела Ужуписа. Ангел стал символом возрождения Ужуписа, объединив всех: скульпторов, жителей Ужуписа, на чьи пожертвования был создан символ города, – ангел.
Знак республики, изображенный на флаге, – открытая ладонь с дыркой – означает открытость республики для людей, которые здесь проживают. Для “ужей” идея свободы намного важнее, чем материальная сторона. Когда в 2000 году Зуокас стал мэром, в Ужуписе учредили общину художников – так называемый инкубатор искусства, где люди разных национальностей могут жить какое-то время, творить, но через некоторое время должны уступить квартиру другим, чтобы всегда было движение, обмен идеями.
– Мы создали свой календарь дат: в Новый год отмечаем День капкана – день освобождения от стереотипов, – говорит автор ужупской Конституции Ромас ЛИЛЕЙКИС. – Во второй день Пасхи – День белых скатертей, когда жители все вместе собираются у реки и приносят снедь, оставшуюся от Пасхи. Осенью проводим Дни ветра. В каждый такой вечер по 45 минут посвящаются философским рассказам, поэзии, джазу, кино, року. И все кончается танцами. Вообще-то, в Ужуписе негде танцевать, но все танцуют.
Любишь свободу – отвечай за нее
С тех пор, как вольный Ужупис начал преображаться, сюда потянулись на постоянное жительство состоятельные люди. Цены на квартиры в Ужуписе подскочили до небес. Респектабельные “ужи” вряд ли разделяют идеалы “республиканцев”, позволявших себе свысока смотреть на евроремонты и мечтавших о большой деревне с печными трубами и капустными грядками. Как всегда, людей портит “квартирный вопрос”. У идеологов республики уже нет прежнего куража. Впрочем, Зуокас уверен, что идея вот-вот получит второе дыхание, что все традиции можно возродить и развивать, что в отдельно взятом районе можно создать город творчества и радости…
На стене Свободы по улице Паупе сверкают латунным блеском пластины с текстом Конституции Ужуписа на разных языках – русском, английском, французском, грузинском, идиш и других:
“Человек имеет право жить возле речки Вильняле, а речка Вильняле – протекать возле человека”.
“Человек имеет право на горячую воду, отопление зимой и черепичную крышу”.
“Человек имеет право не быть великим и известным”.
“Собака имеет право быть собакой”.
“Человек имеет право быть любой национальности”.
“Человек отвечает за свою свободу”.
“Человек имеет право лениться”.
“Кошка не обязана любить своего хозяина, но в трудную минуту обязана прийти ему на помощь”.
“Человек имеет право все или почти все понимать”.
“Человек имеет право с наступлением холодов улететь вместе с дикими гусями в дальние страны”.
Елена ЮРКЯВИЧЕНЕ, корреспондент “Экспресс-недели”, Вильнюс, Литва