Поехать ли за рубеж, на морской курорт или выбрать маршрут где-нибудь поближе, выбрать "пятизвездочный" отель или ограничиться более скромным пансионатом - об этом многие казахстанские семьи задумываются уже сейчас. И очень кстати, что на днях Казахстанская туристическая ассоциация и представители некоторых туристических фирм подвели итоги туристского сезона 2009 года, проанализировав возможности отрасли в нынешнем году. У будущих туристов появилось больше информации для размышления и правильного выбора.
Как сообщила директор Казахстанской Туристской Ассоциации Рашида Шайкенова, итоги года выглядят достаточно обнадеживающе.
В январе-сентябре 2009 года (итогов всего года в Ассоциации до сих пор нет) количество вьехавших в страну иностранцев составило (с учетом данных Пограничной службы Комитета Национальной Безопасности РК ) 10 875,9 тыс. человек. Туристы в большей степени путешествовали: с деловыми целями (56,5%), и с целью отдыха (38,0% от общего числа туристов).
Количество въехавших в страну, по сравнению с январем-сентябрем 2008 года уменьшилось незначительно, всего на 0,2%. Общий же объем оказанных услуг в туристской отрасли уменьшился на 6,7% и составил 46 033,8 млн. тенге.
- За этот период 2009 года наблюдалось увеличение туристского потока по въездному и выездному туризму, - сказала Рашида Шайкенова. - Так, количество посетителей в этих направлениях увеличилось на 0,3% и 10,7%, соответственно. Есть мировая тенденция: в период кризиса во всех странах уменьшается объем выездного туризма и увеличивается внутренний туризм. В Казахстане же мы видим обратную картину. По итогам периода января-сентября 2009 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, по внутреннему туризму наблюдается уменьшение количества посетителей на 13,6% (в январе-сентябре 2008 года - 3 370,3 тыс. человек, в январе-сентябре 2009 года - 2 912,7 тыс. человек). Кризис в какой-то степени "сыграл на руку" развитию внутреннего туризма, многие казахстанцы в связи с нехваткой денег на зарубежные поездки, стали осваивать родные просторы. В 2009 году увеличился поток туристов на Алаколь, Боровое, Балхаш и т.д. Но, конечно же, для нормального функционирования отрасли нужно еще решить ряд задач, связанных с транспортной и гостиничной инфраструктурой, а также
со стандартизацией туристских услуг предлагаемых на внутреннем рынке.
Одновременно увеличилось за это время количество посетителей по выездному туризму - на 30,0% и въездному - на 11,5%.
За этот же период 1 162 туристскими фирмами и 66 индивидуальными предпринимателями, занимающимися туристской деятельностью, было обслужено 278,4 тысяч посетителей, или на 25,3% меньше, чем за январь-сентябрь 2008 года. Стоимость проданных путевок составила 12 505,7 млн. тенге (уменьшение на 4,9%).
Казахстанский туризм по-прежнему "топчется" на одном месте. Как и в прошлом году, не решены вопросы развития инфраструктуры отрасли, бизнес робко вкладывает в нее инвестиции, потому что нет четких "правил игры" на рынке, нет гарантий возврата инвестиций.
Особую проблему для развития туризма играют наши Национальные парки и другие территории, имеющие особый правовой статус.
- Основное направление, где мы можем привлечь туристов из-за рубежа - это экотуризм, - считает Рашида Шайкенова. - В Казахстане нет моря и поэтому только экзотикой наших природных уголков, разнообразием наших климатических зон мы можем заинтересовать путешественников из разных стран. Однако именно здесь у наших туристических фирм и возникают самые большие проблемы. 9 национальных парков РК являются основным ресурсом для развития всех трех видов туризма.
Однако политика некоторых парков строится под девизом "не пущать"; туроператорам, работающим на прием гостей из-за рубежа, развивающим инфраструктуру на территории этих парков, ставятся различные препоны. И вместо основной задачи - сохранения и приумножения растительного и животного мира, руководители Нацпарков стремятся заниматься туристским бизнесом самостоятельно, беря на себя несвойственные им функции.
- Самый яркий пример - ценовые предложения Нацпарков, - говорит Рашида Шайкенова. - По закону они должны отчислять с каждого посетителя всего 143 тенге в государственную казну. Однако каждый парк самостоятельно назначает цену за въезд на свою территорию, которая во много раз превышает эту сумму. Причем, чего нет нигде в мире, наши начальники Нацпарков по своему усмотрению занимаются сегрегацией туристов: гражданин Казахстана может войти в парк за 800 тенге, а вот иностранному туристу цену увеличивают более чем в шесть раз - до 5800 тенге! Такими действиями подрывается доверие иностранных туристов к нашей стране, сводятся на нет усилия государства и туристических компаний по рекламе и привлечению туристов в Казахстан.
О том, как непросто складываются отношения руководства Национальных парков и туристических компаний-операторов, рассказал Тимур Дуйсенгалиев, директор компании "Жибек Жолы".
- Национальные парки - это огромный, уникальный природный и культурный резерв для развития туризма,- считает он. - Однако политика многих руководителей национальных парков направлена зачастую на одно: всеми силами не пускать на территорию парков туроператоров. Директора парков считают, что это - их вотчина и делают там, что хотят. Пример - популярнейший прежде маршрут через три озера Кольсай и горный перевал на Иссык-Куль.
Мы работали по этому маршруту 17 лет, с 1993 года. Сегодня он практически закрыт, потому что директор этого парка "перекрыл воздух" всем туроператорам. Нам не дают развивать инфраструктуру в парках, требуют от нас снести уже построенные гостиницы. Запрещают даже оборудовать место для стоянок, нормальные туалеты…Руководство парка, вместо выполнения своей главной задачи стремится само заниматься туристским бизнесом, а профессиональных туроператоров старается всеми силами выживать. Нам приходится судиться с руководством Нацпарка. Абсурдна сама ситуация, когда Национальные парки у нас отнесены к …Минсельхозу! Вот и получается, что огромные возможности парков для развития внутреннего и въездного туризма остаются втуне. А сегодня мы имеем лишь пьяных егерей, которые занимаются поборами с редких туристов, попавших на территорию парков, буквально за все - за поставленную палатку, за въезд, за поездку к какой-либо достопримечательности… "Дикий" бизнес руководства национальных парков губит нормальный, цивилизованный туризм.
Здесь Тимур Дуйсенгалиев прав. То, что творят руководители Нацпарков, действительно ни в какие ворота не лезет. Можно не вспоминать о вопиющих нарушениях природного законодательства и даже уголовных делах, которые вызвали большой общественный резонанс. Но простая статистика свидетельствует, что с такой архаичной системой Нацпарков, с такими непрофессиональным руководством природными резерватами, с таким отношением к туристическому бизнесу наша туристическая отрасль еще долго будет топтаться на месте. Один Йеллоустоунский национальный парк в США зарабатывает в год от туристического бизнеса до 400 миллионов долларов! А наши сколько? Сущие гроши, о которых, - по потенциальным возможностям этих уникальных природных комплексов - стыдно и говорить…
Исследования зарубежных маркетинговых фирм доказывают, что экотуризм является серьезным бизнесом. Установлено, например, что в 1988 году в мире насчитывалось от 157 до 236 миллионов международных экотуристов. Из них от 79 до 157 миллионов ориентировались на туризм, связанный с дикой природой (wildlife).
Если сопоставить эти оценки с данными Всемирной туристической организации, получается, что в 1988 году экотуризм принес от 93 до 233 млрд. долларов в национальный доход различных государств. Также было подсчитано, что туризм, связанный с дикой природой, принес доход 47-155 млрд. долларов.
Более специфический вид туризма, связанный с наблюдением за птицами, привлек более 78 миллионов туристов и принес доход около 78 млрд. долларов. Сегодня, по оценкам экспертов, эти доходы возросли еще в 5-7 раз! И что же Казахстан имеет от этой "полноводной реки" доходов? Почти ничего…
Доход, однако, не является единственным результатом туризма. И никакое количество денег не поможет защитить парк, пока не будут уничтожены коренные причины экологической деградации. Наибольший вред наносится парку не туристами, а как раз местным населением, которое использует его природные ресурсы. Традиционные сельские занятия, такие как охота, рубка леса, уничтожение дикорастущих растений - эндемиков и земледелие, должны быть ограничены или запрещены даже вблизи охраняемой территории. Один из вариантов решения проблемы - обеспечение достаточного дохода для местного населения за счет развития туризма.
Но в Казахстане нет четкой программы развития национальных парков, Минсельхоз вспоминает о них в самую последнюю очередь. Потому и руководители Нацпарков ведут себя как местные "царьки".