Путешествие на Иссык-Куль. Платное обучение

Ни вправо, ни влево, ни вперед, ни назад

Добравшись из Алматы до бывшего таможенного, а ныне пограничного поста “Кордай” между Киргизией и Казахстаном к семи утра, мы тут же встряли в пробку. Длиннющая вереница автомобилей оказалась зажатой в узком коридоре из массивных бетонных заграждений перед въездом на территорию таможни. Ни вправо, ни влево, ни вперед, ни даже назад пути не было. А далеко от входа на таможенный пост было выставлено дополнительное ограждение, до и после которого скопилось до нескольких сотен человек одновременно. Тут же предприимчивые таксисты пытались заманить к себе на борт пассажиров, предлагая перевезти их через границу на другом таможенном посту – “Карасу”, однако люди упорно толпились у ворот “Кордая”. Почему они решили, что со снятием таможенных ограничений на вывоз товар должен подорожать, непонятно.

Четыре часа – не предел

Томясь в толпе далеко за пределами ограничительных линий и прикинув, что пересечь границу нам удастся лишь часа через четыре, по своей журналистской привычке я достала фотоаппарат и принялась фиксировать всё происходящее. Не тут-то было. Из-за ограждения ко мне ринулись два пограничника, приказали предъявить удостоверение личности и пройти внутрь для объяснений. Затем заставили удалить все записи с фотоаппарата и тут же позволили пройти паспортный контроль и перебраться на киргизскую сторону. К слову, путь, который я прошла за несколько минут, моему спутнику на автомобиле пришлось преодолевать около четырех часов. А сотрудники поста “Кордай” рассказали, что в такой длительной процедуре досмотра виноваты торговцы, которые устроили ажиотаж вокруг переправки товаров с киргизского рынка “Дордой” в Казахстан.

Оказавшись на киргизской стороне в ожидании своего спутника на автомобиле, я разговорилась с местными “челноками”, предприимчивыми людьми с тележками. Они предлагали: если вы желаете перевезти товары с “Дордоя” в Казахстан, то за услугу легкого пересечения границы они возьмут не более пяти тысяч тенге за доставку одного баула с вещами. А если поторговаться или вывозить не одну, а сразу несколько сумок, то можно получить значительную скидку. Интересно, кто же способствовал такому быстрому продвижению товаров через границу и как будут трудоустраиваться эти люди, когда таможенные ограничения на их вывоз будут сняты?

Платное обучение ПДД по-киргизски

И все же на первом месте у нас стоял вопрос: как быстрее и без особых потерь искупаться в Иссык-Куле? Потери уже в денежном эквиваленте начались, когда на киргизской стороне пришлось заплатить новый экологический сбор. Он облегчил наш кошелек сразу на 1 000 сомов (это около 3 200 тенге). Затем сомы пришлось раздавать, как говорится, направо-налево. Вначале нас оштрафовал местный “гаишник” в белой бейсболке, сообщив, что на территории Иссык-Кульской области в светлое время суток принято включать не ходовые огни, как при загородном движении в Казахстане, а в обязательном порядке фары ближнего света. Штраф за “неправильное” освещение составил еще 1 000 сомов.

Следующей ловушкой, как ни странно, стали гладко вымощенные с отличной разметкой и достаточно безопасные дороги, ведущие в курортную зону. Они грели душу, вселяли уверенность в водителей, и те разгоняли свои авто до 100–140 километров в час. Но тут их ждал радар киргизских дорожных полицейских. Удивленным казахстанцам те сообщали, что на дороге такой категории сложности у них принято двигаться со скоростью не выше 90 км/час, а потому придется заплатить штраф либо сдать права. Поскольку последнее не сулило ничего хорошего, все останавливались на штрафе. Он опять составил не менее 1 000 сомов.

Удивительно, неужели хорошую дорогу строили для того, чтобы была возможность штрафовать? А мы-то думали, для удобства автомобилистов. К слову, позже на дороге нам попадалась масса местных авто, двигавшихся и вовсе без света и со скоростью, далеко превышавшей 90 км/час, но, видимо, на своей территории им это позволено.

Кстати, уже из чисто спортивного интереса мы побывали и на рынке “Дордой”. Там оказалось, что никаких особо щадящих цен не наблюдается, по крайней мере, на автомобильные товары. И особо резких колебаний в связи со вступлением Киргизии в ЕАЭС торговцы тоже не ожидают. Зато для нас этот круиз стал неким курсом платного обучения вождению по-киргизски. Быть может, с вступлением соседней страны в ЕАЭС и оно для казахстанцев станет не таким дорогостоящим?

Всесильные антенны

Еще одна статья расходов стала для нас абсолютно непредвиденной. Перед поездкой на Иссык-Куль, чтобы не нести больших расходов на связь, мы загрузили на свои мобильники новый тарифный план от Beeline – “Все включено-2: Алматинский”. В Алматинском Beeline-центре нас заверили, что он распространяется на Россию и Киргизию и плата за минуту разговора для нас будет девять тенге. Однако на территории Киргизии уже за два коротких разговора с домом, даже не заходя в Интернет, мы потеряли почти все оставшиеся деньги на счете. Дальнейшие разговоры с домом пришлось отменить.

Как нам объяснили в Beeline-центре киргизского села Бозтери, антенны местной связи под названием “Мегафон” при въезде в Киргизию гораздо сильнее, и, возможно, они без труда перенастроили мою сим-карту казахстанского оператора на свои частоты, потому в моем мобильном устройстве на месте его антенны появилась надпись Megafon. И уже этот другой оператор связи по своему усмотрению воспользовался моими деньгами. А тариф “Мегафона” в Киргизии для нас, казахстанцев, как мне сказали, составляет порядка 180 тенге за минуту разговора. Это в 20 раз дороже того, на что мы рассчитывали.

В результате на Иссык-Куле пришлось приобрести новую сим-карту уже киргизского Beeline и еще раз оплатить переговоры с родственниками в Казахстане. Так прошло наше летнее “платное обучение” в Киргизии.

Ну а сам Иссык-Куль встретил нас по-прежнему чистейшей водой и ярким августовским солнышком. Так что в целом можно считать, что путешествие удалось.

Алматы