Да это и понятно - не может быть не интересной для путешественников страна с такой огромной территорией, разнообразными природными ландшафтами и тысячелетней историей.
Развитие туристической отрасли стало одной из приоритетных задач и в Программе 2030, реализацией которой активно занимаются в Министерстве туризма и спорта. И, надо отметить, есть положительные сдвиги - каждая область, каждый регион Казахстана начинает развивать свои собственные туристические маршруты, активно заниматься их рекламой и маркетингом.
Самое главное - в развитие туристического бизнеса постепенно начинают вовлекаться бизнесмены. Их устремления вполне совпадают и с целями местных властей - всестороннее развитие регионов, открытие новых источников финансовых поступлений в местный бюджет. Заповедный уголок природы зачастую - как нефтяная скважина, приносящая прекрасные доходы. С той лишь разницей, что нефть в недрах рано или поздно кончится, а красоты земли могут привлекать туристов всегда…
Паоло Саверио, итальянский бизнесмен, приехал в Казахстан налаживать деловые связи. Поселили его в самом центре Алматы, напротив ЦУМа и за пять дней уроженец Тосканы в полной мере сумел оценить наше южное гостеприимство. "Машин у вас больше, чем в Милане!" - жаловался он нам, вкусив все прелести нашего суматошного города. "Вот бы поехать куда-нибудь, где тишина, простор!" Желание гостя - закон. И вот мы мчимся по шоссе в джипе, набитом продуктами, фото- и кинокамерами, прохладительными напитками и прочей "походной" амуницией - в национальный парк "Алтын - Емель"…
Название это переводится с казахского, как "Золотое седло". Говорят, что данная местность в дельте Или получила такое наименование еще во времена Чингисхана. Перемычка между горными грядами Алтынемел и Коянды Тау осенью покрывается золотой опавшей листвой - вот отсюда и пошло.
Между горными грядами Матай и Алтынемел находится перевал, через который заезжаешь в заповедник. Там нас уже встречал проводник Камал, который и сопровождал нас все два дня путешествия. Пока мчались по укатанной грунтовой дороге, разговорились. Камал рассказал нам о сегодняшней жизни заповедника.
- Здесь, в Алтын-Емеле начали развивать туризм сравнительно недавно. Многие страны развивают туризм и получают от него огромные доходы. Экзотика дикой природы всегда в цене… А почему бы и нам не заняться тем же? Но мешает отсутствие опыта, современной инфраструктуры. Неухоженные, необустроенные туристические объекты и плохие дороги - наша главная беда. Только в последние три-пять лет ситуация стала меняться к лучшему. В нашем парке, например, построили шесть гостиниц хорошего уровня, пять охотничьих домиков. Мы постоянно ровняем дороги, у нас есть грейдер, который чистит дороги несколько раз в год. На всех туристических объектах установлены беседки, урны, туалеты. Если шесть лет назад нас посещали не более двухсот человек в год и приносили доход в полмиллиона тенге, то в прошлом году в заповеднике побывали уже полторы тысячи человек человек, а доходы увеличились в десять раз! Конечно, это все еще мизер, по сравнению с потенциальными туристическими возможностями парка. Но процесс идет…
В управлении парка Алтын-Емель создали туристический отдел, подготовили гидов-переводчиков со знанием английского и немецкого языков. Парк уже становится известным среди туристов из США, Германии, Австрии. В прошлом году Алтын-Емель посетили более трехсот туристов из дальнего зарубежья, и с каждым годом их число растет.
По дороге к центру заповедника, поселку Басши, мы увидели внушительные стада джейранов, куланов, в тугайных зарослях возле Или вспархивали нарядные фазаны. Ярко-рыжая лисица неспешно трусила невдалеке от дороги, не обращая на нас никакого внимания. Наш итальянский гость то и дело хватал то фотоаппарат, меняя насадки, то камеру, бурча себе под нос: "Фантастико!" Действительно, изобилие дикой фауны в этом удивительном по красоте пейзаже непривычного человека просто потрясает. А когда прямо перед нашей машиной пробежал ошалевший от жары куланенок, отставший от стада, Паоло издал громкий восторженный вопль.
Проехав километров пятьдесят, мы достигли первого пункта нашего путешествия - Бесшатырских курганов. Бес-Шатыр (Пять Шатров) - комплекс курганов-захоронений-усыпальниц царей племен саков - тиграхауда (7-4 в. до н.э.), когда-то живших на территории Казахстана. Тридцать один курган расположился на общей территории в три квадратных километра.
Пять самых крупных курганов, высотой до 17 метров (те самые "пять шатров") - это могилы племенных вождей-военачальников; средние курганы - могилы знатных и прославленных воинов; малые курганы - могилы храбрых рядовых воинов.
Также среди курганов рассыпано множество мегалитических камней-менгиров. Раскопки в Бес-Шатыре велись после второй мировой войны. В царских курганах нашли мужские кости, а в некоторых - мужские и женские кости вместе (явно свидетельство того, что жены царей шли с мужьями вместе в последний путь), а также утварь, которую цари брали с собой в загробную жизнь - глиняную посуду, косточки домашних животных, кошмы, оружие... Добытые археологами артефакты сейчас хранятся в Государственном музее Казахстана, а также в Музее Востока в Москве.
Но нас ждала главная цель нашего путешествия - величественные горы Кату Тау. Это вулканические горы, и помимо своей ландшафтной красоты, они знамениты несколькими уникальными местами внутри горного массива, где в незапамятные остановился и неподвижно застыл поток лавы. К одной из таких глыб мы и подъехали. Впечатление словами не передать - истинное откровение природы! Кусок застывшей лавы напомнил почему-то клубок сплетенных человеческих тел и кричащие лица…
А далее наш путь лежал к горному массиву Ак Тау. Через несколько часов пути на горизонте впереди показалась длинная, вытянутая змеей низкая гряда гор бело-розоватого цвета... Это были они - Белые Горы! В отличие от вулканических Кату Тау, Ак Тау - горы меловые. Считается, что им четыреста миллионов лет, и раньше они лежали на дне океана. Фантастический, поистине марсианский пейзаж гор Ак Тау, играющих всеми оттенками белого и розового цвета, в лучах закатного солнца - вот самое яркое впечатление нашего путешествия.
Глина, раскаленное солнце, разноцветные каменные стены, синее небо и редкие чахлые колючки... Наверное, так выглядела земля во времена динозавров.
Усталые, запыленные, мы возвратились в гостиницу. Прохладный душ и горячий чай стали отрадой. Позже, когда за окном звенела тишина степной ночи, Паоло признался, что он даже не мог себе представить, что в двух сотнях километрах от бурлящего мегаполиса можно увидеть такую дикую, первозданную красоту. "Обязательно приеду сюда еще раз, с женой и сыном!" - пообещал он. Национальный парк Алтын-Емель приобрел еще одного преданного поклонника.
Конечно, сегодня в Алтын -Емель приезжают не так много туристов, как хотелось бы. Есть и много других нерешенных вопросов, например: как совместить основные задачи Национальных парков, как основных резерватов нетронутой флоры и фауны - и туристический бизнес, который неизбежно усиливает человеческое воздействие на экосистемы?
Но, как показывает жизнь, все проблемы можно успешно решать, как, например, в США, где иные национальные парки получают от туристов до трехсот миллионов долларов в год - и огромную часть доходов пускают на дальнейшую охрану природы…
Экологический туризм сегодня - одно из самых перспективных направлений и на нем должны сосредоточить внимание все заинтересованные в развитии страны стороны. Прежде всего - власть и бизнес.
Фото с сайта http://www.geophoto.ru