О строительстве специализированного учреждения для таких животных вопрос поднимался еще в мае 2017 года.
Потом это дело продолжил Бахыт Султанов, но довести его до конца не успел. Новый градоначальник Алтай Кульгинов разбираться с этим животрепещущим вопросом не стал. Теперь вместо приюта для бродячих животных может возникнуть питомник для разведения собак породы тазы (среднеазиатская борзая или казахская борзая). А это означает лишь одно: судьба дворняжек опять останется нерешенной.
В соцсетях по этому поводу разгорелись нешуточные страсти по поводу решения столичного акима (некоторые из постов прилагаются).
Корреспондент медиа-портала Caravan.kz обратился к юристу и руководителю ассоциации по защите животных "Inucobo" Лилии Сарсеновой, чтобы хоть как-то разобраться в ситуации.
- В мае 2017 года зоозащитники подготовили для градоначальника целую госпрограмму с предложениями по регулированию численности бродячих животных, - рассказывает Лилия Сарсенова.
Эта программа включает в себя комплекс мер. Там сказано, что с охватом 80 процентов - и домашних, и бездомных собак по программе стерилизации - примерно через пять лет мы решим проблему регулирования численности бездомных животных.
Правила отлова вообще противоречили действующему законодательству – уничтожали бродячих собак в течение трех дней, а владельцы просто физически не успевают за такой срок найти своего питомца. Мы смогли это доказать. Изначально был вообще мораторий на отстрел животных.Эвтаназия для животных: кто-то должен делать эту работу - откровения ловца собак
В действующих правилах отлова по городу Нур-Султану нет оснований для отлова по истечении двух месяцев. Могут подвергаться процедуре усыпления только больные животные. Асет Орентаевич проект одобрил.
Это была политическая воля Исекешева, чтобы не уничтожать животных и чтобы правила отлова обязательно были прописаны в законе с перспективой открытия госприюта. Основная задача приюта, помимо регулирования численности, - чтобы бродячие собаки передавались на пожизненное содержание в приюте. Но вот мы столкнулись с загвоздкой - формулировка «сдавать в приют» не прошла, потому что в законодательство еще не ввели само понятие «Приюты для животных».
Но в законодательстве есть пометка, что невостребованные животные передаются третьим лицам с намеком, что в будущем это будут приюты.
Тут много еще пробелов, которые неясно, как будут осуществляться, например, если делать стерилизацию, то где? И где они будут потом проходить реабилитацию и так далее.
Поэтому для альтернативы нами была предложена программа стерилизации бездомных животных («Отлов-Стерилизация-Возврат», «ОСВ», «Программа стерилизации». Эта программа действует, к примеру, в Турции, в Таиланде и так далее.
Но нам отказали, ответив, что в Нур-Султане это не пройдет, потому что это северная столица, потому что административный город, и, конечно же, влияет менталитет: люди будут против бродячих животных, и не имеет значения, стерилизованы они или нет. Все!
После отказа мы не сдались и предложили на суд чиновников проект по парку-приюту, где мы описываем, что там должны быть различные зооуслуги, специализированные магазины, ветеринарные услуги и прочее.
Для ТОО «Астана-Ветсервис» выделили такую базу, чтобы там часть каких-то услуг можно было оказывать.
Но вольеры были закуплены не в том количестве, они были в ужасающем состоянии, ничего из необходимого для жизни животных этой организацией не выполнялось.
Мы изначально говорили, чтобы приютом управляли неравнодушные люди, так как если оставить полномочия у ТОО «Астана-Ветсервис» - это контора, которая не будет ничего делать для животных.
- Чем дело закончилось?
- Нам все пришлось начинать заново, потому что был назначен новый аким Бахыт Султанов. Пока у него до нас дошли руки, только он созрел для обсуждения, и вот мы узнаем, что наша столица обрела нового градоначальника в лице Алтая Кульгинова.
В итоге нас ставят в известность, что сроки открытия этого парка-приюта - 6 июля 2019 года! Понятное дело, мы не успеваем к этой дате.
- Что вы намерены делать, куда обращаться?
- Лично я уже написала открытое письмо на имя Президента Касым-Жомарта Токаева, - говорит Лилия Сарсенова.
Волонтерам стало известно о том, что приют передадут "Астана - Ветсервис", организации которая всю жинь отлавливала и уничтожала собак и абсолютно не заботилась о содержании собак на протяжении последних двух лет.
Им, конечно, на руку, что к назначенной дате мы уже не укладываемся в срок, а вышеупомянутая организация имеет все права и полномочия по отлову и уничтожению животных: и собак, и кошек – так, увы, прописано в законе.
«Хорошо, права на отлов у них есть, а где написано, что они уполномочены содержать этих собак?» - уточняет Лилия Сарсенова.
Как я уже упоминала, понятия «приют» в законе нет, поэтому они начали использовать понятие «питомник».
Питомником называется место для племенного разведения породистых собак.
Мы все-таки надеемся, что новый аким найдет время и как-то поспособствует решению проблемы в положительном ключе.
Пока чиновниками принято решение отдать этот приют компании ТОО «Астана-Ветсервис».
Но приют строился с целью уменьшения популяции бездомных животных, а не для разведения породистых собак.
- Что в итоге вам ответил Алтай Кульгинов?
- Как я слышала от группы волонтеров, аким собирается с нами встретиться и обсудить проблему. Я надеюсь, что у нас есть шанс попробовать переубедить акима в нашу сторону.
Мы за гуманное регулирование численности бродячих животных, которое включает в себя обязательную регистрацию, учет, чипирование, стерилизацию и обязательную работу с населением в плане того, чтобы люди стерилизовали своих домашних питомцев, потому что есть такие случаи, когда хозяева и не вяжут животных, и не стерилизуют, а это влечет за собой ряд болезней вплоть до онкологии.
Почему мы за это боремся? Потому что бесконтрольный выгул животных приводит к увеличению популяции бродячих животных. Бывают случаи, когда люди уезжают и оставляют своих питомцев на произвол судьбы, одним словом, много факторов, которые хотелось бы поменять в системе. Все это говорит о том, что работать нужно с людьми, а собаки платят своей жизнью за безответственность людей.
Это все включает наша программа, это не только строительство приюта. Если вместо приюта появится городской питомник, тогда эта проблема останется нерешенной.