И как следствие всего этого, на скамье подсудимых оказываются педагоги.
Почему это происходит и как этого избежать, корреспондент медиа-портала Caravan.kz узнал у президента Ассоциации психологов Казахстана, директора Центра медицинских и психологических проблем, психотерапевта Владимира Стеблянко.
- Можете объяснить возросшую агрессию казахстанских педагогов по отношению к своим подопечным?
- Этому объяснению есть несколько причин:
- Первая причина: В 90-е годы из нашей страны произошел отток высокопрофессиональных учителей на барахолку, в магазины и тому подобные места. Сейчас Казахстан испытывает дефицит профессиональных, хороших учителей. Что значит хорошие учителя? Это те, которые работают по методике Ш.А.Амонашвили. .Амонашвили был лучшим педагогом Советского Союза. Он говорил, что с детьми надо общаться по пяти органам чувств и наполнять свое общение любовью. И этого, к сожалению, многие учителя не умеют до сих пор.
- Вторая причина: Учителям до сих пор мало платят. Недавно что-то добавили, это уже неплохо. Учительница тоже мать - у нее дети, семья, ей надо учавствовать в семейном бюджете, а заработная плата очень маленькая и, естественно, на этом фоне уровень нервозности и неудовлетворенности возрастает. И это все сказывается на учениках.
- Третья причина: Современная образовательная система отличается очень большой нагрузкой на учителей. В cоветское время — это были 18 часов в неделю. А сегодня количество часов почти в три раза превышает норму. Следовательно, учитель очень сильно устает и его усталость негативно сказывается на детях.
- Четвертая причина: В учительскую профессию часто попадают люди, которые не соответствуют статусу учителя. В этой сфере нет специального отбора, тестирования. Такое ощущение, что берут всех подряд за неимением лучшего. В высшие учебные заведения тоже берут всех подряд из-за отсутствия конкуренции. Учитель должен быть с хорошими педагогическими качествами и пройти отбор. И зачастую подобные специалисты скатываются порой до рукоприкладства: щелчки, подергивания за уши, часто позволяют себе кричать на ученика. Если учитель повышает голос на учащихся, значит в нем кричит педагогическая некомпетентность и бессилие — и это Пятая причина.
- Как в подобных конфликтные ситуации поступать родителям и их детям, которые становятся жертвами такого учителя?
- Родителям, в первую очередь, нужно интересоваться, как ведут себя учителя с их детьми, и если конфликт имеет место быть, то с такими учителями нужно разбираться, таких преподавателей нужно убирать из школы. Эти люди не соответствуют занимаемой должности, если они допускают грубое отношение к ученику. Им не место в учебном заведении.
- А как вести себя детям?
- Это родительская ответственность. Большая часть родителей считает, что школа должна не только учить, а еще и воспитывать. И это не верно. Школа учит, а воспитывать должны в семье. Ни в коем случае нельзя перекладывать личную ответственность в воспитании своих детей на школу. Это не допустимо. Родители должны держать контакт с классным руководителем, интересоваться какие проблемы в школе - не только по успеваемости, но в обстановке с одноклассниками. Родитель должен идти на встречу учителю — детей в классе много, а он один.
- Нужна ли нашей системе образования реформа контроля педагогических кадров?
- Обязательно! Но, к сожалению, в Казахстане такого нет. В школах необходима работа квалифицированных психологов, чтобы при трудоустройстве педагог мой пройти соответствующий профессиональный отбор, подтверждающий его пригодность к работе учителем. Однако у нас учитель не особо престижная профессия, с низкой заработной платой. Поэтому конкурса на место преподавателя в среднее учебное заведение почти нет.