Психическое здоровье как критерий оценки общества

Давно замечено, что именно весной обостряются заболевания, связанные с нервными и психическими расстройствами. К сожалению, с течением времени таких людей становится все больше.
И это не удивительно. Современная жизнь достаточно сложна и, к тому же, изобилует негативными факторами. В свою очередь, эти факторы, воздействуя на человеческую психику, приводят к самым различным последствиям. Зачастую к необратимым.
Дело в том, что далеко не каждый человек способен выстоять под ударами судьбы и не сломаться. Увольнение в связи с сокращением штатов или из-за ликвидации предприятия, учреждения, фирмы. Увы, очень многим знакома эта ситуация. Переживания, страх перед будущим способны серьезно отравить существование и даже превратить нормального человека в неврастеника.
Приближение болезни легко заметить по таким признакам как нарушение сна, повышенная раздражительность, быстрая утомляемость... Объем работы, который человек раньше выполнял с легкостью, становиться теперь недосягаем.
При любом из этих признаков следует немедленно обратиться к квалифицированному специалисту в Алматинский центр психологического здоровья. Заместитель заведующего этого центра Кошкимбаева Кайныш Сагимбаевна пояснила, что успех лечения почти всех неврологических заболеваний зависит от своевременного обращения пациента. Очень многие, сказала она, боятся обращаться к специалистам, так как уверены, что в этом случае их немедленно поставят на учет или, того хуже, поместят в стационар вместе с буйнопомешанными. Беда в том, что люди, далекие от медицины, знакомы с деятельностью психиатрических клиник и диспансеров по литературным произведениям и кинофильмам не слишком хорошего качества. Реальная действительность, как всегда, отличается от "киношной".
Центр психического здоровья в своей деятельности, прежде всего, руководствуется " Законом о психиатрической помощи " от 16 апреля 1997 года. Принудительное помещение в стационар с последующим лечением и без согласия родственников применяется лишь в том случае, когда больной представляет явную социальную опасность. То есть, когда он может принести вред окружающим или самому себе. Но и в этом случае медики немедленно ставят в известность органы прокуратуры.
Весна еще не началась, а душевнобольные все чаще и чаще начали обращаться в Центр за помощью. Безусловно, тем, кто обратился к врачам, обязательно помогут. А как быть с больными людьми, не желающими лечиться? Ведь состояние может в любой момент обостриться. А это не простуда, за три дня не вылечишься.
Кайныш Сагимбаевна так обрисовала настоящую ситуацию: 60-65 процентов от общего количества составляют больные шизофренией. (Для справки: шизофрения - это целый ряд наследственно обусловленных психических заболеваний, связанных с раздвоением личности.) 20 процентов - больные, перенесшие в прошлом различные травмы головного мозга или же имеющие различные сосудистые патологии мозга. И 15-20 процентов - эпилептики и неврастеники, представляющие опасность в основном, лишь для самих себя. На данный момент в Центре на стационарном лечении находятся 320 человек.
Уточним, большую часть пациентов составляют люди, которых привели лечиться родственники и, в редких случаях это больные, самостоятельно решившие пройти стационарное лечение. Достаточно большое количество заболевших всякого вида расстройствами остаются неохваченными врачебным наблюдением и лечением. Сегодняшний образ жизни вообще отличается равнодушием и наплевательским отношением к ближним. И мы еще удивляемся тому, что время от времени среди нас появляются всякого рода маньяки.
Проявление неосознанной агрессии у психически больных людей -отдельная тема в психиатрии. К сожалению, она уже давно перестала быть темой сугубо медицинской и стала носить характер остро социальный. Особенно в тех случаях, когда душевнобольные становятся на путь преступлений. Иногда их толкают на противоправные действия вполне "нормальные" корыстные соображения.
В последнее время участились случаи, когда представители криминалитета использовали для совершения того или иного преступления психически нездоровых людей. Во-первых, стоимость услуг "психа" намного дешевле, чем "нормального" братка-уголовника. А во-вторых, использовать "шизика" намного безопаснее. Ведь даже если, ненормальный вдруг решит сдать своего нанимателя, ему все равно никто не поверит. А если и поверят, то не смогут ничего доказать: свидетеля со справкой из "психушки" ни полиция, ни суд слушать не станут.
Существует и еще одна сторона медали: осознание полной безнаказанности толкает психически больных людей на новые преступления. Так, в убийстве директора ресторана "Иссык", совершенном несколько лет назад принимал участие душевнобольной. Его использовал в этом преступлении реальный убийца, для того, чтобы подозрение в убийстве пало именно на его психически больного знакомого. Тем более, что последний работал в ресторане "Иссык" официантом. После убийства он скрывался в России. Но не просто скрывался, а стал членом организованной преступной группировки и принял активное участие в похищении богатого коммерсанта. Причем, что интересно, это преступление организовал офицер ФСБ РФ. После задержания всей этой банды, казахстанский "псих" признался и в том, что он участвовал в убийстве директора ресторана "Иссык". Естественно, что после окончания следствия, он отправился не в тюрьму, а в спецбольницу, так как на самом деле являлся больным и давно состоял на медицинском учете.
Но одно дело - человек, которого использовали, заставили сделать то, до чего он сам бы не додумался. И совсем другое - когда больной совершает преступление, осуществляя свои болезненные позывы и фантазии. Обычно таких людей называют маньяками. Откуда берутся маньяки? Где проходит та грань, которая отделяет нормального человека от ненормального, слабоумного безобидного дурачка от кровожадного маньяка? Говорит Кайныш Кошкимбаева:
"Определить мгновенно болен ли психически тот или иной человек невозможно. И уж тем более выявить маньяка до того как он проявит свои маниакальные наклонности. Тем не менее, в отечественной психиатрии уже накоплен собственный опыт по диагностике таких больных. Нужно сказать, что диагноз ставится каждому больному сугубо индивидуальный. В психиатрии ничего нельзя мерить общим аршином. Это относится и к так называемым маньякам.
Вообще "маньяк" - это бытовое определение дисгармоничной личности, характеризующейся асоциальным поведением с тяжелыми последствиями для окружающих. Обычно всех их отличает слабая и недоразвитая воля. Одни уже рождаются психопатами, другие ими становятся, пережив какое-то сильное душевное потрясение. К сожалению, повторюсь, распознать маньяка сразу практически невозможно. Пока он не совершит какого-нибудь преступления, скрывается под личиной самого обычного человека. Необходимо отметить, что такое понятие как совесть, у них полностью отсутствует.
Многие насильники и убийцы могут совершать преступления на протяжении очень длительного времени. И в этом случае количество их жертв может исчисляться десятками. Тут речь идет не просто о сексуально мотивированном посягательстве, а о многоэпизодных серийных убийствах. Мотивация таких преступлений характеризуется глубинными процессами на уровне подсознания. Кстати, нужно добавить, долгое время считалось, что среди женщин маньяков не бывает. Однако, по моему мнению, женщины просто слабее. Вместе с тем, в женских зонах полно самых разнообразных убийц.
Для того, чтобы надежно оградить общество от подобных изуверов, необходимо пристально наблюдать и сразу пресекать самые первые проявления патологии. В том случае, если время будет упущено, безобидный дурачок вполне может превратиться в кровожадного монстра."
Бесспорно, Кайныш Кошкимбаева дала профессиональный комментарий по проблеме преступных проявлений в среде психически больных людей. Ясно, что людей с расстройствами психики нужно выявлять как можно раньше. Но как это сделать? Особенно в наше время, когда много безработных живут в своем тесном мирке и стараются не обращаться в медицинские учреждения, так как на это у них нет денег. А уж добровольно идти к психиатру тем более мало кто хочет. Вдруг соседи или знакомые в поликлинике встретятся? Ославят, тогда и вовсе работу невозможно будет найти. Наши сограждане попросту боятся идти в психиатрический кабинет. Боятся узнать правду о своем здоровье, боятся пересудов, боятся, что не хватит денег на лечение.
В некоторых странах запада, например в Германии уже давно существует практика анонимного опроса на предмет психического здоровья в школах, на предприятиях и при каждом обращении в любое медицинское учреждение. Кстати, там есть кабинеты по оказанию бесплатной анонимной психиатрической помощи. Наряду с этим успешно действуют платные кабинеты. Вообще, на западе давно модно иметь собственного психоаналитика, который выполняет одновременно роль врача и друга, могущего дать добрый совет в любой житейской ситуации. У нас подобная практика не распространена. Наши люди не хотят тратиться на психоаналитика, потому что просто не понимают, зачем им это нужно. Кстати сказать, и просветительская работа в этом плане у нас поставлена очень слабо, если не сказать, что вообще отсутствует. Какое уж тут раннее выявление патологий.
Ясно одно: если наше общество не пересмотрит своего отношения к психическому здоровью своих граждан, начиная с самых маленьких, если не выстроит заново целенаправленную политику по профилактике психических заболеваний, по просветительской работе, а также не увеличит финансирование уже существующих профильных медицинских учреждений, то не избежать нам появления новых "чикатил" и "джумагалиевых".