О том, как ребенку преодолеть стресс первого года учебы, корреспонденту Caravan.kz рассказала психолог перинатального центра города Алматы Гульнара Дощанова.
- Правда ли, что дети-первоклашки испытывают стресс в первые дни школы, и с чем обычно это связано?
- Для любого ребенка первый школьный год является стрессом, потому что жизнь изменяется кардинально. Проявляются последствия стресса по-разному: ребенок становится капризным, закатывает истерики, становится грубым. У него появляется повышенная утомляемость, бледность, вялость. Он жалуется на головные боли, он часто простужается, у некоторых детей появляется бессонница. А иногда наоборот - ребенок становится дисциплинированным, ответственным, часто проверяет портфель и т.д. Это проявления тревожности – ребенок просто очень боится сделать что-то не так. Существует так называемый «кризис первоклассника» - это переходный период между детством и возрастом младшего школьника. С началом учебного года первоклассник оказывается в такой ситуации, когда беззаботная жизнь заканчивается и появляется масса обязанностей. Теперь его постоянно оценивают и пытаются встроить в жесткий режим: ему надо рано вставать, делать уроки, ходить на секции и кружки. При этом он еще не понимает, как осмыслить всю информацию, не умеет сам справляться с ответственностью и зачастую не знает, зачем все это делать. Первоклассники находятся в психологическом стрессе почти всегда, когда знакомятся со школой. Для ребенка в это время все является новым: учитель, одноклассники, обязанности, режим. Он физически и психологически устает от обилия информации, новых правил, законов, общения. Поэтому не стоит предъявлять к нему слишком высокие требования, а нужно стараться помочь приспособиться к новой жизни .
- Как родители могут облегчить адаптацию ребенка к школьным будням?
- Желание ходить в школу и снижение уровня стресса во время адаптационного периода школьников зависят от усвоения ими информации. Чем легче и интереснее ребенку на уроках, тем велика вероятность того, что вскоре он перестанет переживать, волноваться и его школьная жизнь наладится. Канал восприятия информации у каждого ребенка разный. Важно, чтобы о его особенностях знал классный руководитель и учитывал во время обучения. Ребенок должен знать, что делать уроки - это его ответственность. Хорошо, если школьные принадлежности будут интересными, яркими – тогда школьнику будет интересно погружаться в учебный процесс. После школьных уроков родители должны дать первокласснику некоторое время отдохнуть, поиграть, побегать. Но делать уроки ребенок должен не поздним вечером, потому что вечером информация усваивается плохо. Начинайте всегда с трудных предметов. Если ребенок сам не справляется, то нужно помочь ему. Обязательно нужно хвалить за хорошее выполнение задания. Если ребенок стал тревожным, плаксивым, замкнутым или агрессивным, то, возможно, стресс превратился в психоэмоциональное нарушение. В этом случае требуется консультация детского психолога.
Не встречайте школьника с порога вопросами об оценках, задании и в поведении в классе. Иначе у ребенка формируется понимание, что вам нужны только его результаты, а он сам и его проблемы вам не интересны. Спросите, что ему понравилось в сегодняшнем дне, отчего было грустно и над чем он посмеялся. Так он научится и анализировать себя, а вы будете понимать, что с ним происходит. Это позволит укрепить доверительные отношения и избежать бурного кризиса в подростковом возрасте.
- Если ребенок психует и истерит, как его успокоить?
- Важно сохранять спокойствие и правильно взаимодействовать с ребенком. Оставайтесь спокойным. Не бывает истерик и плохого поведения без повода, на пустом месте - причина есть всегда. Самое важное средство против детских слез - это любовь. Обнимите своего ребенка, прижмите к своей груди и искренне скажите, как сильно вы его любите. Не забывайте выражать свои чувства не только словами, но и телесным контактом. Если ребенок психует дома, то важно помочь ему выпустить пар и злость из тела. Покидайте вместе игрушки, можно перетягивать полотенце в виде каната, побить подушку, стучать ложками, потопать ногами. Если ребенок чего-то требует, остановитесь, поговорите с ним. Попробуйте договориться, отвлечь, рассмешить, обнять ребенка - чтобы он почувствовал, что он важен и не один. Важно удерживать зрительный контакт с глазами ребенка, хорошо, если вы при этом будете на одном уровне, для этого присядьте, не нависайте над ним.
Если тревога и нервозность ребенка продолжаются, сказываются на его повседневной жизни и мешают нормальному функционированию, если вы замечаете закрытость ребенка или самоповреждающее поведение, то рекомендую обратиться к специалистам.