Представительный состав двух стран собрался в Астане на IV Тяньшаньском форуме Великого Шелкового пути, чтобы обсудить итоги первой пятилетки реализации проекта.
Политолог, эксперт Центра военно-стратегических исследований Марат ШИБУТОВ остановился на вопросе экономического эффекта инициативы “Один пояс – один путь” для стран ЕАЭС.
– Если рассматривать экспорт четырех стран ЕАЭС в Китай с 2013 по 2017 год, то у Казахстана этот показатель упал с 14 миллиардов до почти 6 миллиардов долларов, у России вырос с 35 до 38 миллиардов, у Беларуси сохранился на уровне 400–500 миллионов долларов, у Кыргызстана увеличился с 40 до 100 миллионов, – отметил эксперт.
Иными словами, доля экспорта Казахстана в Китай упала с 17 процентов до 12 процентов, а у России выросла с 7 до 11 процентов.
– По импорту мы наблюдаем не такое большое падение показателя: для Казахстана он снизился с 2013 по 2017 год с 8 до 5 миллиардов долларов, для России – с 53 до 48 миллиардов. В Беларуси было 3 миллиарда, стало 2, в Кыргызстане импорт остался на уровне 1,5 миллиарда, – привел цифры Марат Шибутов. – Хотя в последнем случае, скорее всего, республика перепродает китайские товары в Казахстан, Узбекистан и, возможно, в Россию и Таджикистан, поэтому показатель импорта такой большой.
Другой интересный момент – инвестиции, которые из Поднебесной в Казахстан в 2013 году составляли 2 миллиарда долларов, в 2017-м – 1 миллиард. В России в эти же годы 600 и 140 миллионов соответственно.
– В Беларуси – всего 30–40 миллионов долларов в год. Так что, несмотря на создаваемый Лукашенко пиар, что Китай – большой партнер РБ, это не подтверждается цифрами. В Кыргызстане показатель китайских инвестиций – 800 миллионов долларов в год. Минует ли участь выплаты долгов Китаю Казахстан
Что касается инвестиций в Китай, то для Казахстана в прошлом году эта цифра составила 40 миллионов долларов, для России – 30 миллионов.
– Вероятнее всего, это деньги, отправленные теми же китайскими предприятиями. Обратных инвестиций нет, и это не очень хорошо. То есть страны ЕЭАС не могут пробиться на китайский рынок, за исключением поставок сырья, – подчеркнул политолог.
Позитивный же результат демонстрирует проект железнодорожного транзита через Казахстан.
– В 2011 году из Китая в Европу через РК прошла 1 000 контейнеров, в 2017-м – уже 201 000 контейнеров. За 8 месяцев 2018 года по этому маршруту прошло 1 056 поездов, а в обратном – 784 поезда. Это в 1,5 раза больше, чем в 2017 году. А в первые годы проекта груженные товаром составы запускались только в Европу – обратно они шли пустыми. Сегодня задействовано уже 70 процентов транзитных мощностей Казахстана, – отметил Марат Шибутов.
Эксперт также акцентировал внимание коллег на том, что показатель торговли всех стран ЕАЭС – всего 2,5 процента общего товарооборота Китая. Сможет ли Казахстан завалить Китай мясом и чем нам это грозит
– Так что сопряжение ЕАЭС и инициативы “Один пояс – один путь” мы пока в полноценном виде не видим.
Позиция России – это закрытая экономика, они не готовы принять китайские инвестиции, а другие страны ЕАЭС не могут этого сделать потому, что у них нет проекта, в который можно вложить деньги Поднебесной.
Для Казахстана это является проблемой – нам нужно прилагать собственные усилия, как мы делали это в проекте железнодорожного транзита: построили дороги, поменяли инфраструктуру, ввели специальные тарифы, договорились с соседями. Чтобы еще что-то получить от Китая, мы должны прыгнуть выше головы, – считает эксперт.
Астана