Прозрачно, конкурсно, справедливо – именно по такому принципу действует система государственных закупок в ФРГ


Веб-портал Public Contracts Marketplace, где на сегодня бывший казахстанец является ведущим специалистом, – важнейшая часть электронного правительства региона.

Зарегистрированные пользователи избавляют себя от необходимости бегать по инстанциям и тратить время на всевозможные бюрократические процедуры. Имея централизованный доступ ко всей информации о закупках, осуществляемых органами власти, включая местное самоуправление, и государственными предприятиями федеральной земли, предприниматель может получать любую информацию по объявленным тендерам, скачивать всю документацию, касающуюся торгов, и подавать собственные заявки в электронном виде. Более того, не отрываясь от собственного кресла, бизнесмен легко и быстро заключает необходимые для него контракты. Оставаясь спокойным и уверенным: не надуют и не кинут. Ведь система госзакупок через Интернет по всей Германии находится в строгом соответствии с нормами, стандартами и правилами ЕС. Без этого возможны большие проблемы и санкции со стороны Европейской комиссии. Вплоть до разбирательств в Европейском суде.


Как мне популярно объяснил экс-павлодарец, Евросоюз придерживается двух традиционных линий в организации закупочной деятельности. Это так называемые распределенная и централизованная модели.

При первой каждое подразделение фирмы, департамента, министерства производит закупки самостоятельно, через собственные снабженческие отделы. В отличие от ситуации, когда всем необходимым обязано обеспечивать специальное ведомство, отвечающее за все госзакупки огромной фирмы, а то и министерства.

Первая модель дает свободу маневра, но куда более затратна. Вторая гарантирует цены пониже – за счет крупнооптовых закупок. Но не всегда учитывает все нюансы в заявках на приобретение необходимых товаров и услуг. Так что не один только Дюссельдорф, но и другие регионы ФРГ, активно внедряющие электронное правительство, предпочитают гибкую комбинацию обоих типов. Это когда, к примеру, общее руководство закупочной деятельностью (разработка нормативно-правовой базы, планирование, контроль и координация) осуществляет министерство финансов или экономики федеральной земли, формируя бюджет в целом. А уж конкретными закупками занимаются специализированные отделы, отдавая предпочтение тендерам.


Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) предложила всем цивилизованным государствам типовой закон о закупках товаров (работ) и услуг. В его основе – прозрачность, открытость и доступность информации о закупках, подотчетность и соблюдение процедур, четкое следование правилам при бдительном государственном и общественном контроле. Ну и открытая конкуренция, разумеется. Где недопущение дискриминации и равные возможности для всех участников закупок являются аксиомой, не подлежащей сомнению.

Если же все-таки возникают подозрения в сговоре, докопаться до правды в Германии относительно легко. Перво-наперво принято сомнительное решение о размещении госзаказа оспаривать в суде. Где предусмотрен ускоренный порядок рассмотрения жалоб на действия заказчика. А процесс обжалования никак не влияет на процесс инвестирования средств.

Вердикт же Фемиды непременно публикуется. Это, кстати, весьма способствует пропаганде правовой культуры в сфере госзакупок.

Ну и второе – независимая немецкая пресса. Именно она раскопала не только факты махинаций в процессе закупки “Мерседесов” для Генеральной прокуратуры Российской Федерации, но еще и громкий “тендерный” скандал.


– Катастрофическая политика правления нанесла невероятной силы удар по имиджу когда-то почтенного предприятия, – заявляет Ульрих Хокер, генеральный директор Немецкого объединения защиты владельцев ценных бумаг, DSW.

Свой “керосинчик” в костер общественного возмущения периодически подливают и СМИ.

– О “черных кассах”, предназначенных для подкупа зарубежных партнеров, такие члены правления концерна, как Руди Лампрехт или финансовый глава Джо Каезер, знали с самого начала 2005 года! – сообщила газета Wall Street Journal.

Германский журнал “Штерн” пошел в своем расследовании еще дальше. Обозреватель Фрэнк Томпсен написал о том, что взяткодательство на “Сименсе” было поставлено на поток еще с 2003 года.

Действительно, именно тогда авторитетнейшая международная аудиторская фирма KPMG впервые сообщила правлению этого концерна о тех самых “странностях в отчетности”, что и привели к одному из самых скандальных уголовных дел в истории германского бизнеса.

Осенью 2006 года сразу 270 сотрудников прокуратуры и полиции приступили к синхронным обыскам в тридцати германских и австрийских филиалах “Сименса”. Против дюжины топ-менеджеров концерна были выдвинуты весьма тяжкие, по немецким меркам, обвинения. Семерых крупных бизнесменов взяли под стражу, и те уже вскоре стали давать показания.

Первым заговорил 52-летний Михаэль Кученройтер, отвечавший за освоение всех новых рынков сбыта продукции фаворита немецкого хайтека. Он признался в том, что на “подмасливание” устроителей тендеров “в странах с непрозрачной экономикой” порой выделялись весьма внушительные суммы.

Речь поначалу шла о сорока миллионах, отправленных в Грецию. Часть этих средств ушла на подкуп чиновников, от которых зависела судьба 250-миллионного подряда на установку новой электронной системы безопасности на Олимпийских играх в Афинах. А почти половину присвоил менеджер, отвечавший за эту “операцию”.

Затем признания обвиняемых коснулись Арабских Эмиратов, где и “растворились” в песках почти 100 миллионов евро. Зато “Сименс” для тамошних заказчиков превратился в потенциального победителя почти всех закупочных конкурсов.

По некоторым данным, немалые суммы взяток от “Сименса” ждут своего расследования в географическом секторе “бывший СССР”.

Теперь же в связи с внедрением электронных систем “черные схемы” чреваты одними убытками. Ведь все крупные сделки на внутреннем и внешнем рынке Германии находятся в сфере пристального внимания общественной организации экспертов и ученых. Название у этого контролера – “Форум госзаказа”. Здесь происходит обмен мнениями, анализируются новые тенденции в сфере как внутренних, так и международных госзакупок, а выводы специалистов форума непременно доводятся до высших органов власти страны.

А за лучшую научную работу в области государственных закупок ежегодно присуждается премия Public Procurement Award.


Электронные госзакупки полностью оправдали себя не только в ФРГ, которая благодаря этой новинке сберегает за год до 12 процентов бюджетных средств. По мнению экспертов, “после создания в Италии единой системы закупок информационного и коммуникационного оборудования для нужд правительства Италии и других органов власти страны в течение года стоимость единицы техники уменьшилась приблизительно процентов на 30”.

Перевод государственной системы закупок в электронную форму означает не только экономию бюджетных средств (читай – денег налогоплательщиков), но и повышение доверия к власти, прозрачности ее работы. Не случайно ведь немцы уже в 2003 году четверть всего объема государственных закупок и снабжения правительственных учреждений производили именно с помощью электронных средств. За это время бюджет госзакупок через Интернет неизмеримо вырос. А уровень хищений в этой сфере если и не сведен к нулю, то упал на порядок.

Собственный корреспондент “Каравана” в странах ЕС,

Дюссельдорф – Берлин