Проверки на дорогах

Показатель не гигантский, но немалый, вынуждающий обратить внимание на проблему, пока она не привела к какой-нибудь трагедии, как это случалось у наших соседей, как северных, в России, так и южных, в Кыргызстане, где имели место аварии пассажирских автобусов с большим количеством жертв.
Озадачился решением проблемы Комитет транспортного контроля Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (КТК МТК РК). В качестве первой меры в начале сентября стартовала республиканская акция "Безопасность пассажирских маршрутов", проходящая на маршруте Астана - Караганда - Алматы - Тараз - Шымкент. Однако проблема так серьезна, что одной акцией ее не только не разрешить, но даже и с места не сдвинуть.
Практически во всех сколько-нибудь крупных населенных пунктах страны существует система нерегулярных пассажирских перевозок со стихийных мест отправления. Чаще всего в таком качестве выступают рынки, базары, площади в небольших городах и поселках. Естественно, на этих "отправных точках" нет никакого технического контроля, зачастую нет возможности оказать в случае необходимости медицинскую помощь. Нет вообще ничего, что соответствует цивилизованному образу пассажирских перевозок. А водители, осуществляющие их, "зачастую игнорируют требования правил перевозки пассажиров и багажа", как отметили представители КТК МТК РК на пресс-конференции по этой проблеме. Нередко водители нарушают режим труда и отдыха, не проходят предрейсовые медицинские и технические осмотры. К чему это может привести известно, в частности, из российской практики: несколько крупных ДТП в этом году с участием пассажирского автотранспорта там произошли из-за усталости водителей, уснувших за рулем, или в результате сердечного приступа. Прибавим к этому и еще один потенциально опасный фактор - изношенность пассажирского автотранспорта, средний срок эксплуатации которого превышает в Казахстане по автобусам 15 - 20 лет. Да и по многим легковым автомобилям, работающим в сфере перевозок, не многим меньше. Вот характерная статистика: всего за первые шесть дней действия республиканской акции "Безопасность пассажирских маршрутов" на проверенных сотрудниками КТК МТР и дорожной полиции 370 автобусах было выявлено 104 нарушения правил перевозок. Мало того, полиции попадаются водители пассажирского транспорта с наркотическим и алкогольным опьянением! Но - акция дело насколько хорошее, настолько и временное. Что потом? Как решать эту проблему радикально, и возможно ли такое вообще? В КТК считают, что можно, и настаивают на необходимости введения лицензирования перевозок пассажиров и багажа. Чтобы получить лицензию, водитель и его "железный конь" должны соответствовать ряду параметров по медицинскому состоянию, водительскому стажу, техническому состоянию автобуса или легкового автомобиля.
- Вообще-то, мы считаем, что представители Комитета транспортного контроля должны иметь права не только проверять наличие или отсутствие лицензии. Им должны быть даны права проверять права на вождение, санитарное и техническое состояние автобуса, прошло ли транспортное средство техосмотр а водитель - медицинский контроль, - считает Ирина Жайсанова, сотрудник КТК МТК. По мнению ее и ее коллег, такая практика, кстати, существующая в ряде стран СНГ, может сократить количество нарушений при пассажирских перевозках не менее чем в половину.
Может быть, такая практика, если будет введена, поможет ослабить и проблему дефицита квалифицированных водителей. Сегодня он острейший: в Алматы без работы стоят более 150 автобусов - некому сесть за руль. Старые кадры ушли, в том числе и в частный извоз, немногочисленные новые почти не идут в пассажирские перевозки. Почему? Анкетирование показало, что, в принципе, специалисты готовы работать в этой сфере, если будут созданы нормальные условия. И речь идет не только о зарплате и регламентации продолжительности рабочего дня - потенциальные водители ждут от государства мер по наведению административного порядка на дорогах.