Корреспонденты медиа-портала Caravan.kz арендовали инвалидную коляску и спустились в алматинское метро, дабы понять, насколько оно пригодно для людей с ограниченными возможностями. И если говорить об общих впечатлениях, то они остались достаточно спорными.
Как оказалось, взять инвалидную коляску в Алматы в аренду не так уж и просто. В городе совсем мало таких мест, да и цены довольно высокие. В одной из алматинских аптек нам удалось найти коляску за 1300 тенге в сутки, правда, залог за неё составил 40 тысяч тенге. Так что арендовать инвалидную коляску – это удовольствие не из дешевых.
А помочь провести эксперимент вызвался наш вполне здоровый корреспондент Александр Григорянц, которому до сих пор стыдно за то, что нам пришлось чуточку обмануть сотрудников алматинской подземки.
Своей точкой отправления мы выбрали станцию метро «Москва», но путь мы решили начать от рынка "Сары-Арка", что находится в районе пересечения улиц Алтынсарина - Улугбека, чтобы выяснить, насколько пригоден путь до метро. В целом дорога оказалась довольно приятной и не вызвала особых сложностей, благо погода выдалась солнечной и тротуары были без наледи. Но из-за подъема вверх по улице Алтынсарина человеку без особой подготовки может прийтись нелегко, руки устают буквально через 15-20 метров езды.
На входе на станцию «Москва» нас встретил довольно комфортный пандус.
Прямо на входе рядом с эскалатором расположен специальный телефон, по которому можно вызвать сотрудников метро, которые помогут спуститься ниже.
Спустя 5 минут ожидания снизу мы услышали гулкий шум – это гремела специальная тележка, которую вез сотрудник метрополитена.
Поднявшиеся к нам мужчины были очень приветливы и аккуратны в обращении с нашим подопечным.
Сам спуск прошел комфортно и спокойно.
Через двери и турникеты коляска проезжает без каких-либо проблем.
Далее мы направились к лифту.
Коляска тоже спокойно в него входит, и помимо неё в нем могут поместится ещё три-четыре человека.
Во время ожидания поезда работник станции зачем-то записывает контактные данные нашего колясочника с "неограниченными возможностями", его интересуют фамилия, имя, отчество, телефон и адрес проживания.
В вагон метро коляска также входит без особых проблем, и в проходе можно ехать с хорошим запасом места.
Александр делится своими первыми впечатлениями.
Мы решили доехать до станции "Абай", о чем заранее уведомили сотрудника метро, он же в свою очередь заверил, что предупредит людей, дабы они были готовы к нашему приезду. Станцию "Абай" мы выбрали не случайно, все-таки там много лестниц, имеются специальные подъемники, а также самый длинный эскалатор, который только есть в алматинском метро.
Подъехав к первой из лестниц, сотрудник метро предложил нам два варианта - закатить коляску вручную по пандусу или же воспользоваться специальным подъемником. Так как мы никогда не видели, как работают эти подъемники, то выбрали второе.
Как оказалось, зря. Процесс работы мы так и не увидели, так как подъемник отказался подниматься, и нам пришлось закатывать коляску вручную, что оказалось достаточно сложно – для этого требуется как минимум двое людей.
Также нам удалось запечатлеть на видео процесс погрузки коляски в специальную тележку для транспортировки по эскалатору.
Сотрудник метрополитена на станции «Абай» тоже оказался очень дружелюбным и постоянно улыбался, к тому же он сопроводил нас буквально до выхода из метро. Причем у нас с ним состоялся довольно интересный диалог.
- Вы почаще к нам приходите, а то вон даже техника уже отвыкла от работы. Так что будем рады увидеть ещё.
- А вообще часто приходят люди с ограниченными возможностями?
- Если честно, то не часто. Бывает раз в месяц, но и то это редкость. Иногда 2-3 месяца никто не приходит.
Интересно то, что на станции «Москва» нам говорили о довольно частых визитах людей с ограниченными возможностями, в то время как на станции «Абай» ситуация кардинально отличается. Либо нам где-то приврали, либо поток людей на станциях разный.
Проводив до самого выхода, сопровождающий нас человек вновь призвал нас заходить почаще и пожелал удачи.
Если подводить итог, то путь от станции «Москва» до станции «Абай» занял у нас около 50 минут, хотя на своих двоих этот путь занимает как минимум 20 минут. Работники метро оказались весьма дружелюбными и приятными людьми и сопровождали нас практически в течение всего времени. Обидно, что подвела техника. У многих алматинцев уже давно сложилось мнение, что подъемники для инвалидных колясок в метро вовсе не работают. Подъемник на станции «Абай» только подтвердил данные сомнения, но, возможно, на остальных станциях дела обстоят куда лучше.
В целом вывод один: самостоятельно, будучи на коляске, в Алматинском метро не справиться. Но благо, что есть люди, которые смогут вам помочь.