#противсорисоч: вице-министр образования прокомментировала волну недовольства системой оценки знаний

Вице-министр образования и науки РК Шолпан КАРИНОВА прокомментировала “КАРАВАНУ” волну недовольства критериальной системой оценивания, поднятую в социальных сетях.

С прошлой недели в соцсетях, особенно в “Инстаграме”, набирает популярность хештег #противсорисоч. Своими сочинениями на заданную тему чаще других делятся старшеклассники. Дети уверяют, что из-за новой системы оценок они становятся глупее, близки к депрессиям, а некоторых даже посещают мысли о суициде. В своих сообщениях пользователи отмечают Президента РК Касым-Жомарта ТОКАЕВА. И, что примечательно, многие из высказывающихся до этого ограничивались в подписях к фотографиям короткими философскими статусами или эмоджи. Так что, как бы то ни было, но обновленная программа образования явно идет на пользу подросткам: они начинают писать более длинные и сложные тексты.

Вместе с тем, раз уж вопрос возник, было бы логично ждать какой-то реакции от профильного министерства. Как рассказала нам вице-министр образования и науки РК Шолпан Каринова, сейчас ведомство изучает вопрос и готово выслушать учителей-предметников. А в том, что именно учителя – инициаторы интернет-активности детей, в минобре почти уверены.

– Сейчас вопросы поднимают учителя таких предметов, как история и география. Раньше по ним письменные контрольные работы не были обязательными, поэтому учителям, возможно, сейчас сложно. Но на самом деле часть их проводила и раньше исторические или географические диктанты, эссе. Мы, внедряя СОР и СОЧ по этим предметам, советовались с лучшими педагогами-предметниками, вместе разрабатывали задания. Кроме того, учителя, которые переходят на обновленное содержание, сразу же получают 30-процентную надбавку к заработной плате. По сути, эти деньги и есть та компенсация за увеличившийся объем работы, – говорит Шолпан Каринова.

При этом, как уверяет чиновник, учителя начальных классов, математики, физики, химии и других предметов, по которым письменные контрольные всегда существовали, СОРами и СОЧами довольны: горы листочков с контрольными они и раньше проверяли, но платить за это дополнительные 30 процентов им стали только сейчас. Кроме того, листочков для проверки стало меньше.

– По старой программе, например, во втором классе по русскому языку, было несколько видов оценивания. За весь учебный год было по шесть диктантов и сочинений, два изложения и одна контрольная работа. Итого – 15. Сейчас по обновленной программе осталось всего 12 СОР и СОЧ. Люди никак не могут понять того, что СОР и СОЧ – это все те же задания. Учитель сам определяет, в какой форме он должен проверить ученика: это могут быть и диктант, и сочинение, и изложение, и контрольная работа, – объясняет вице-министр.

Одна из самых частых претензий учителей к новым срезам знаний – это отсутствие работы над ошибками. И эту проблему в минобре частично признают: само ведомство в учебных планах часов на повторение пройденного материала не предусмотрело. Сейчас методисты проводят свою работу над ошибками и ищут возможности немного облегчить программу и вписать часы на повторение изученного в учебные планы средних школ.

Вместе с тем, как подчеркнула Шолпан Каринова, ни от обновленного содержания, ни от критериального оценивания ведомство отказываться не планирует.

– Раньше была пятибалльная система. В классе всегда было несколько отличников, чуть больше хорошистов, троечники были. И всякий раз, выставляя оценку, учитель сравнивал детей. Тот, кто учился лучше всех, получал пятерку, тот, кто похуже, – четверку. Но всегда такое сравнение детей присутствовало.

Критериальное же оценивание – это оценивание по определенным критериям знаний, учитель не сравнивает детей между собой, они получают оценки исключительно за свои собственные знания. Как думаете – это правильно или нет? – обращается ко всем вице-министр образования и науки.

НУР-СУЛТАН