Структуры таможенного контроля должны не разделять сопредельные государства, но служить развитию экономических связей, кооперации и сближению соседствующих стран. Таков был основной лейтмотив семинара-совещания в ЮКО, организованный комитетом таможенного контроля РК, на который с интересом собрались также и таможенники из стран Среднеазиатского региона.
В практическом плане эта задача выполняется прежде всего осознанием того факта, что излишняя строгость и придирчивость таможенных норм и правил вовсе не служит панацеей от всевозможных нарушений, а то и прямых коррупционных действий со стороны как субъектов внешне экономической деятельности, так и самих таможенников. Здесь скорее идет прямо пропорциональная зависимость, да еще и в геометрической прогрессии: чем больше ограничений, тем больше нарушений.
С другой стороны - максимальное упрощение, а при возможности и сокращение таможенных процедур, позволяет сконцентрировать усилия таможенных органов на выявление и борьбу именно с фактами контрабанды, противоправных действий со стороны участников ВЭД.
В то же время законопослушные участники ВЭД становятся более защищенными от бюрократизма и попыток произвола сотрудников таможни.
- Опыт работы таможни и замечания и предложения предпринимателей служат в этом отношении основой для совершенствования казахстанского таможенного кодекса, - сказал председатель комитета по таможенному контролю РК Бердибек Сапарбаев.
Так, в частности, значительно сокращается перечень документов, необходимых для оформления грузов переправляемых через границу, отменяется процедура временного хранения при предварительном и периодическом декларировании, вводится подача периодической декларации без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов и еще ряд совершенств.
Одним из центральных моментов для упрощения прохождения таможенных процедур без ущерба качества контроля служит взаимодействие и объединение работы органов таможенных служб сопредельных стран.
В частности, создание единых контрольно-пропускных пунктов для совместно таможенного досмотра. Если раньше предпринимателям, перевозящим свой товар через границу, необходимо было вначале пройти досмотр на таможенном пункте одного государства, а затем пройти аналогичный контроль на таможне другой страны, то с образованием совместных КПП эта процедура сокращается на половину. Подобные совместные КПП уже действуют на Казахстанско-Российской границе. Имеется такой опыт и на южных рубежах - уже год действует совместный казахстанско-кыргызский КПП "Кордай".
Практика показала, что финансовые издержки предпринимателей при оформлении на совместном посту сократились в двое, а время, затрачиваемое на прохождение досмотра - втрое.
С 11 мая между Казахстаном и Кыргызстаном действует соглашение о транзитном перемещении грузов. Сейчас предложения разработать подобные соглашения поступают уже и от Таджикистана.
Не обошли стороной на семинаре и вопросы о взыскании таможенных платежей и налогов.
За январь-апрель этого года налоговыми органами РК обеспечено поступлений в бюджет республики таможенных платежей и налогов на 90 млрд. тенге, что на 20 млрд. больше по сравнению с аналогичными показателями прошлого года.
Это - один из показателей роста эффективности не только непосредственно таможенной службы, но и успешное развитие предпринимательства, связанного с внешнеэкономической деятельностью.