Сейчас - это общая беда и реальная опасность для государства. Особенность состоит в том, что заражаются СПИДом, как правило, люди, ведущие аморальный образ жизни. И, хотя в наше время границы между моральным и аморальным поведением весьма размыты, факт остается фактом - к группе риска номер один относятся, прежде всего, наркоманы, затем проститутки, гомосексуалисты и люди, неразборчивые в половых контактах.
Этот принцип распространения ВИЧ-инфекции в полной мере относится и к Казахстану. Вот что говорят цифры статистики, приведенные наблюдателями ООН: путь передачи ВИЧ-инфекции при внутривенном введении наркотиков остается самым распространенным в Казахстане, на него приходится 83,5% всех случаев. Гетеросексуальный путь составляет 6,1%, смешанный (парентеральный + половой) - 1,6 %. Неустановленные пути передачи составили 6,7%.
Угрожающее положение и постоянно увеличивающееся число случаев ВИЧ-инфицирования отмечается в местах лишения свободы, где зарегистрировано свыше 25 процентов всех ВИЧ-инфицированных в Республике.
Таким образом, эпидемическая ситуация в Республике по мнению наблюдателей ООН характеризуется:
1) стремительным распространением ВИЧ-инфекции среди инъекционных наркоманов.
2) сменой полового пути передачи на инъекционный, через шприцы и иглы у лиц, употребляющих наркотики внутривенно, которые на сегодняшний день составляют в Республике основную группу риска.
3) Преобладанием ВИЧ - инфицированных молодых людей в наиболее трудоспособном и репродуктивном возрасте.
4) Преобладанием неработающих лиц в социальной структуре ВИЧ-инфицированных.
5) Увеличением распространения ВИЧ-инфекции в местах заключения, исправительно-трудовых учреждениях.
6) Осложнением эпидситуации по ВИЧ в связи с ростом наркомании, болезней, передаваемых половым путем, и туберкулеза.
Дорогу осилит идущий
Основываясь на данных, предоставленных министерством здравоохранения РК, а также независимыми наблюдателями, правительство Казахстана первым в СНГ утвердило стратегическую национальную программу по противодействию эпидемии ВИЧ/СПИД. Были разработаны и приняты Концепция государственной политики по противодействию эпидемии СПИДа, Программа по противодействию эпидемии СПИДа на 2001-2005 годы, Программа по противодействию эпидемии ВИЧ/СПИДа в исправительных учреждениях Комитета уголовно-исполнительной системы министерства юстиции на 2002-2005 годы.
Министерством труда и социальной защиты населения были утверждены программы по борьбе с ВИЧ/СПИДом в области охраны труда и социальной защиты ВИЧ-инфицированных на 2003-2005 годы. Кроме того, в Казахстане действуют несколько программ по снижению вреда, которые включают обмен шприцев, распространение информации об их безопасном использовании, раздачу презервативов, добровольное обследование, психологическое консультирование и выдачу направлений в медучреждения.
Такие услуги - частично или в полном объеме оказываются через сеть стационарных или мобильных "пунктов доверия", призванных обеспечить конфиденциальность и доверительность общения. Обмен шприцев уже давно признан во всем мире высокоэффективным средством ограничения передачи ВИЧ в среде потенциальных носителей инфекции. Однако, по оценкам ООН, о серьезной эффективности программ снижения вреда можно говорить только в случае охвата по меньшей мере половины потенциальных носителей в данной местности.
В Казахстане же программы снижения вреда на сегодняшний день охватывают только около 10 процентов групп риска. Последние исследования свидетельствуют о сохранении массового характера опасного поведения. По признанию одного из врачей Алматинского СПИД-центра, они работают сейчас лишь с 2-3 % ПИН (потребителей инъекционных наркотиков) в городе. Что же мешает распространению и полномасштабному действию таких нужных обществу программ? На этот вопрос точнее всего могут ответить те, для кого они созданы. В частности, один молодой житель Павлодара рассказал, что широкому распространению пунктов доверия и свободного их посещения ПИН в их городе препятствует устойчивое отношение к их посетителям как к преступникам. Самат К. говорит, что пункты доверия действительно удобны, потому что туда можно прийти и поменять использованные шприцы в любое время дня и ночи, и беслатно получить новые.
Но наркоманы боятся, что после посещения пункта неподалеку их будут ждать сотрудники полиции, или что-то плохое будут про них говорить. Проще купить новый шприц в аптеке за 5-10 тенге, так, чтобы никто не видел.
Страх быть признанным шприцевым наркоманом и связанное с ним негативное отношение окружающих остаются по-прежнему широко распространенными. Еще одной из причин настороженного отношения большинства ПИН к пунктам доверия является страх столкнуться с бездушным или даже агрессивным обращением. Сами сотрудники отмечают, что пункты доверия нужно сделать более гостеприимными, менее казенными. Они считают, персонал для пунктов должен подбираться из людей контактных и доброжелательных и обстановка на пунктах должна быть более комфортной. Говорит доброволец программы снижения вреда из Павлодара Василий Н.: "Нам бы на пунктах доверия все по-домашнему сделать… Они голодные всегда. Надо сесть с человеком, поговорить, предложить чаю, хлеба, а не просто: "Вот тебе шприц, так, что еще?..Им много не надо… И тогда человеку самому захочется прийти".
Пока же отношение многих сотрудников программ снижения вреда отличается отсутствием должной подготовки и способствует укреплению у наркопотребителей ощущения позора и отверженности.
Еще одним немаловажным фактором подрыва эффективности программ снижения вреда, на практике является всеобщая боязнь ПИН попасться на глаза полиции.
Так, в Шымкенте сотрудники программ говорили, что когда полиция проводит "рейды", число посетителей пунктов доверия заметно сокращается, в результате чего уменьшается и отдача.
Правда в последнее время в среде сотрудников полиции происходит осознание важной роли пунктов доверия и систематической просветительской работы. Однако цифры статистики свидетельствуют о том, что для 43% ПИН боязнь попасть в поле зрения полиции остается одним из самых главных препятствий.
Лечение с обратным эффектом
Помощь наркопотребителям в избавлении от наркотической зависимости является самостоятельным направлением профилактики ВИЧ.
В юридических условиях Казахстана, где уголовное преследование наркопотребителей сочетается с практически полной недоступностью эффективного реабилитационного и наркологического лечения, ПИН лишены реальной альтернативы. Лечение в реабилитационных и наркологических центрах остается пока половинчатым и малоэффективным. Отчасти это происходит из-за проблем с финансированием, а отчасти потому, что реабилитационные программы имеют жесткий и репрессивный характер.
Многие наркоманы, обращавшиеся в государственные наркологические службы, рассказывают, что в этих центрах их практически не лечат. Лекарств не хватает. Даже если проводят успешную дезинтоксикацию, то отсутствие психологической и моральной поддержки в сочетании с подавляющей обстановкой и жестким режимом сводят лечение к нулю. По словам бывших пациентов, частные наркологические клиники также зачастую не предоставляют в необходимом объеме ни медикаментов, ни психологической помощи.
За определенную плату врачи частных клиник просто снимают с помощью лекарств физическую зависимость. Избавившись от ломки, пациенты не получают никакого другого лечения. И вскоре возвращаются к наркотикам. Наркопотребители также утверждают, что эффективность лечебных центров подрывается коррупцией. Но доказывать, а тем более пресекать факты коррупции в закрытых лечебных учреждениях очень трудно, точнее, невозможно, так как пациенты таких заведений полностью бесправны и уязвимы с социальной и юридической точек зрения.
В условиях устойчиво-негативного отношения общества недоступность для наркопотребителей эффективного лечения и заместительной терапии создает у большинства ПИН ощущение безысходности.
При этом опыт других стран показывает, что надежда является главным фактором активного вовлечения потребителей инъекционных наркотиков в борьбу с эпидемией ВИЧ/СПИД.
Антиретровирусная терапия пока недоступна
Антиретровирусная терапия давно получила широкое распространение во многих странах мира. Она считается одной из прогрессивных форм лечения СПИДа на сегодняшний день. Но в Казахстане такое лечение могут получить только незначительное количество больных СПИДом в нескольких СПИД-центрах. В большинстве регионов Казахстана такая возможность почти полностью отсутствует.
Многие люди из категорий повышенного риска в силу неполного информирования о достоинствах антиретровирусной терапии считают такое лечение ненужным для тех, у кого отсутствуют тяжелые проявления СПИДа и даже считают, что оно чревато последствиями, особенно для ПИН.
Подавляющее большинство ВИЧ-инфицированных, с которыми встречались представители международных организаций по борьбе со СПИДом, либо вообще никогда не слышали об антиретровирусных препаратах, либо не осознают их эффективности.
По словам человека, отказавшегося от наркотиков, у нас в обществе принято считать, что больные СПИДом не стоят дорогого лечения, поскольку они все равно обречены. Но - это частное мнение. А медицинские работники причиной отсутствия антиретровирусной терапии называют недостаточное бюджетное финансирование. В частности, принятая в Казахстане Программа по противодействию эпидемии СПИДа на 2001-2005 год не упоминает антиретровирусную терапию среди основных приоритетов. Однако постепенно отношение к эффективному лечению начинает меняться. По словам директора Республиканского СПИД-центра И.Ерасиловой сейчас рассматривается вопрос о возможности закупки Казахстаном антиретровирусных препаратов-генериков.
Нерешенных малых проблем внутри основной большой проблемы распространения ВИЧ/СПИДа в Казахстане еще много. Главное, чтобы наше общество считало нужным их решать. А для этого, безусловно, необходимо изменить сначала устаревшее, сложившееся под влиянием еще социалистической пропаганды мнение о том, что заразившимся ВИЧ/СПИДом не место в обществе нормальных людей.
Наверное, всем нам нужно помнить, что заразившиеся люди - просто больны и остро нуждаются в помощи.