В обращении отмечается, что при обсуждении законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам игорного бизнеса, лотерейной деятельности, охране здоровья, государственной инспекции труда, государственного контроля и исключения излишней законодательной регламентации» члены рабочей группы Мажилиса допустили множество грубейших нарушений законодательства. В результате ряд новых норм неожиданно оказался в тексте законопроекта – целая группа пунктов появилась там без анализа регуляторного воздействия и других обязательных процедур, необходимых по законодательству.
В СРО букмекеров напомнили, что в январе 2021 года Президент РК поручил строго законодательно урегулировать деятельность монополистов. Основные государственные органы, включая Генпрокуратуру и Агентство по защите и развитию конкуренции (АЗРК), тогда высказались против активно лоббировавшейся рядом интересантов идеи внедрения так называемого Центра учёта ставок (ЦУС) – частной посреднической компании-оператора в сфере ставок. В Генпрокуратуре и АЗРК тогда указали на абсолютную несовместимость данной идеи с антимонопольным и антикоррупционным законодательством.
Позднее, после трагического января 2022-го, Глава государства Касым-Жомарт Токаев потребовал полностью запретить в стране создание так называемых «компаний-прокладок», дав соответствующее поручение правительству. После чего сам проект ЦУС, следуя поставленной главой государства задаче, был официально поставлен на утрату.
«Согласно протокольным поручениям заместителей Премьер-Министра РК С. М. Жумангарина и Е. К. Жамаубаева от ноября 2022 года, Министерству культуры и спорта (профильному органу, курирующему игорный бизнес) в сотрудничестве с другими министерствами было поручено исключить из разрабатываемого законопроекта по игорному бизнесу положения, касающиеся ЦУС. Вместо данного инструмента по налоговому администрированию предлагалось напрямую интегрировать системы букмекерских контор с системами органов государственных доходов. В связи с этим рассматриваемый проект закона был инициирован депутатами во II сессии VIII созыва с поправками, исключающими ЦУС», – указывают авторы обращения.
Стоит особо отметить, что исполнение этого решения нашло отражение в ряде изменений и дополнений в Налоговый кодекс РК, утверждённых соответствующим законом от 12 декабря 2023 года. Закон обязал букмекерские конторы без каких-либо посредников, напрямую интегрировать свои электронные системы проведения платежей с системами отчётности органов государственных доходов. Что и было сделано. В настоящее время внедрены системы, обеспечивающие полный учёт и контроль всех ставок и транзакций в этой сфере как на уровне Комитета госдоходов Минфина РК, так и Агентства финансового мониторинга. Иными словами, у госорганов нет никакой необходимости в дополнительных, тем более частных, контролирующих структурах.
А суть нынешнего нарушения, как указывают представители СРО в своём обращении, заключается в том, что пункт об исключении ЦУС из законопроекта никем не выполнен. Наоборот: разработчики законопроекта и члены рабочей группы полностью проигнорировали поручение Президента и протокольное поручение правительства. Как следует из пояснений руководителя рабочей группы Мажилиса по законопроекту, прозвучавших на заседании 3 июня, поправка по внедрению центра учёта ставок (с новым названием – ЦУС переименовали в «Единую систему учёта») – действительно включена в сравнительную таблицу проекта закона для рассмотрения в рамках заключения правительства.
В законопроекте появился ряд новых позиций – это поправки по Единой системе учета (ЕСУ): пункты 47, 52, 53, 56, 61 Сравнительной таблицы к проекту закона. Как сами эти пункты, так и их обоснование авторами, как отмечается в обращении СРО, «указывают на расширение полномочий ЦУС и ужесточение регулирования деятельности букмекерских контор, что напрямую затрагивает интересы субъектов предпринимательства».
Авторы обращения сообщают Генеральному прокурору РК о грубейшем нарушении всей законодательной процедуры внесения поправок в законопроект. «Согласно пункту 1 статьи 83 Предпринимательского кодекса, анализ регуляторного воздействия (АРВ) представляет собой аналитическую процедуру, сопоставляющую выгоды и затраты от вводимого регуляторного инструмента и / или требования ужесточения регулирования, что позволяет оценивать достижение целей государственного регулирования в последующем. Кроме того, статьи 19 и 29 Закона «О правовых актах» устанавливают особый порядок разработки и принятия нормативных правовых актов, затрагивающих интересы субъектов предпринимательства. Этот порядок требует обязательного проведения АРВ и непосредственного участия субъектов предпринимательства через Национальную палату предпринимателей», – говорится в обращении.
«Таким образом, поправка, связанная с внедрением ЕСУ, была внесена в проект закона с нарушением процедуры, предусмотренной статьёй 19 и подпунктом 6 пункта 2 статьи 29 Закона «О правовых актах». В частности, не был проведён обязательный анализ регуляторного воздействия (АРВ), что не позволяет полноценно оценить последствия внедрения ЕСУ для субъектов предпринимательства и рынка в целом», – подчёркивается в обращении к генпрокурору Саморегулируемой организации букмекеров.
С учётом отмеченных грубых нарушений закона, а также положений Конституционного закона «О прокуратуре», «СРО букмекеров Казахстана» обратилась к Берику Асылову с просьбой «внести протест на действия ответственных уполномоченных лиц, допустивших внесение в проект закона поправок, связанных с внедрением ЕСУ, с нарушением обязательных законодательных процедур». Кроме того, букмекерская ассоциация просит Берика Асылова «рассмотреть возможность выразить позицию о внесении такого протеста в адрес Сената Парламента Республики Казахстан, который в настоящее время рассматривает данный проект закона».
Похоже, что в парламентской системе нашей страны имеет место некий по-своему уникальный прецедент. Это на самом деле редкий казус в казахстанском законотворчестве: каким-то непонятным образом даже не отдельный пункт, а целая группа поправок попадает в текст законопроекта в последний момент, с полным игнорированием всех необходимых для этого законных процедур. Очевидно, теперь Генпрокуратуре предстоит выяснить главный вопрос: кто, как и в чьих интересах допустил такое демонстративное игнорирование закона.