26 декабря 2007 года правительство приняло весьма любопытное постановление за номером №1299 – “Об утверждении Правил добровольной возмездной сдачи гражданами незаконно хранящихся огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ”.
Если “возмездная сдача”, значит, правоохранительные органы собираются скупить у населения боевой арсенал. Сколько же полиция готова заплатить?
Самое крупное вознаграждение ожидает владельцев нарезного автоматического оружия – автоматов, пулеметов или скорострельных пушек Гатлинга: за каждую единицу – до 100 минимальных расчетных показателей (МРП), то есть чуть более 100 тысяч тенге (МРП на 1 января 2008 года составляет 1168 тенге). Нарезная винтовка и карабин оцениваются вполовину меньше. Боевые нарезные пистолеты и револьверы потянут до 40 МРП. Хозяева огнестрельного гладкоствольного оружия, например, охотничьих берданок могут рассчитывать лишь на 30 МРП.
Пистолеты и револьверы, стреляющие травматическими пулями, по мнению правительственных мужей, стоят не более 10 МРП.
Гранаты, мины, снаряды и взрывные устройства – 7 МРП, каждый килограмм взрывчатых веществ оценен в 6 МРП, а один патрон – всего в 1/24 МРП.
Вопрос о выплате вознаграждения за сданное оружие будут решать комиссии, созданные при каждом ГОВД, РУВД, РОВД и ДВД.
Цифры заманчивые, но настораживает предлог “до”. Ведь он дает возможность выплатить за, допустим, автомат Калашникова не 100 тысяч тенге, а меньше. А хозяину объяснят, что он и так владел этим оружием незаконно, так что пусть берет то, что дают, и радуется, что его не посадили…
Да, вот это самое главное! Готовя данное постановление, государственные мужи ни словом не обмолвились насчет того, что граждане, сдавшие оружие, будут освобождены от уголовной ответственности!
Зато подробно расписали, как пистолеты и винтовки будут потом проверять по учетам интегрированного банка данных МВД. А если вдруг выяснится, что из этого ствола кого-то ранили или убили? Тогда к сдавшему его гражданину у следствия неизбежно возникнет ряд неприятных вопросов.
Если же уголовной ответственности сдатчик нести не будет, то кто может гарантировать, что какой-нибудь особо циничный киллер, решив поиздеваться над полисменами, не продаст им оружие, из которого не раз выполнял “заказы”?
Но сотрудников полиции пока заботят другие вопросы: как оценивать сданное оружие и из каких бюджетов выплачивать вознаграждение?
Олег ГУБАЙДУЛИН