Прощай, оружие?

К нашумевшим в 90-х годах историям с межгосударственными поставками военной техники нынешний взгляд на проблему отношения уже не имеет.
Сегодня речь идет о стрелковом и легком оружии - пулеметах, гранатометах, переносных зенитных комплексах. В этом есть определенный парадокс: ведь нынешняя политическая ситуация в регионе с точки зрения безопасности уже совсем не та, что была лет пять назад, когда только-только закончилась гражданская война в Таджикистане, вспыхивали конфликты в кыргызском Баткене, а за всем этим маячил перенасыщенный оружием и нестабильностью Афганистан.
Сейчас даже эта страна относительно спокойна, а в постсоветской Средней Азии нет, к счастью, ни одного вооруженного конфликта. Последнее - факт, а вот предположение: нет в регионе и предпосылок к таким конфликтам, значит, нет и объективных причин для активного незаконного оборота оружия.
Тем не менее, международные организации время от времени поднимают этот вопрос. Некоторое время назад ОБСЕ проводила в Алматы региональную конференцию по обсуждению мер борьбы с нелегальным трафиком оружия в Центральной Азии. А накануне нынешнего наурыза такую же по названию и задачам конференцию организовали структуры ООН при поддержке правительств Японии и Казахстана.
Однако, ни на предшествующей конференции, ни на нынешней не приводилось каких либо конкретных фактов незаконного оборота оружия в регионе. Судя по тому, как озвучивали проблему "Центральная Азия и оружие" на конференции ОБСЕ, скорее потенциальные вопросы могут создать темпы вооружения армий стран региона, то есть, самый, что ни на есть легальный оборот оружия. На нынешней конференции ООН даже и об этом не говорилось. Вообще, похоже, что международные организации намерены через такие конференции привлекать внимание не к реальной проблеме, а к ее потенциальной угрозе.
Или же действительно эксперты ОБСЕ и ООН считают, что ситуация в регионе такая же, как в Афганистане? Зарубежные, особенно западные эксперты, порой склонны драматизировать некоторые аспекты политической ситуации в молодых государствах, или не видеть разницы между положением в дел в разных странах.
Между тем разница велика. На одном "полюсе" Центральной Азии - Таджикистан, где количество оружия, находящегося на руках у населения, действительно колоссально. Причины понятны - длительная и ожесточенная гражданская война. На другом "полюсе" - Казахстан. И здесь можно с полным основанием говорить о решении проблемы контроля за незаконным оборотом оружия. Может быть, наиболее успешном не только в среднеазиатском регионе, но и на постсоветском пространстве.
В первые годы независимости в Казахстане, как и повсюду, бывали случаи хищения стрелкового оружия с военных складов, контрабанды его. На памяти, например, похищение из арсенала одной из частей, дислоцированных на юге страны сразу нескольких десятков единиц оружия в середине 1990-х годов, которое, как говорят, потом попало на Северный Кавказ. Кстати, географическая близость с этим регионом, наверное, и была одним из стимулирующих факторов для таких преступлений.
Однако в последние годы Казахстан стал, может быть, одной из самых благополучных стран в СНГ с точки зрения этой проблемы.
Ежегодно в стране в среднем изымается не более полутора тысяч единиц стрелкового оружия. Нарезное, а тем более автоматическое, в этом объеме, незначительно - преобладает гладкоствольное или переделанное под стрельбу боевыми патронами газовое. Случаев хищений оружия с воинских частей или складов в прошлом году не было зафиксировано вовсе, хотя эксперты припоминают случаи, когда военные пытались не сдавать неизрасходованные в ходе учебных стрельб боеприпасы. Однако это - микроскопический масштаб для такой проблемы.
Что касается контрабандного ввоза оружия из-за пределов страны, то и он не представляет серьезной угрозы для безопасности.
Первый заместитель министра внутренних дел Казахстана Иван Отто заметил, что реальных предпосылок для ввоза большого количества стрелкового оружия извне в республике нет. С этим трудно не согласиться: конечно, Казахстан, как и большинство его соседей, в последние десять лет столкнулся с ростом преступности, в том числе и тяжких ее видов. Но, к счастью, удалось предотвратить рост таких опасных видов, как бандитизм, которые и вызывали потребность в росте незаконной торговли оружием. Сделала свое дело и хорошо отлаженная система государственного контроля за законным ввозом, хранением и торговлей охотничьим и газовым оружием.

Все это создает более чем благоприятный фон для постепенной еще большей минимизации проблемы незаконного оборота оружия в Казахстане.
Хотя уже сейчас республика выглядит вполне респектабельно в этом вопросе.