Но и это еще не все. Среди предпринимателей, прокуроров, банкиров, чиновников различного уровня и прочих упорно, как на крыльях, распространилась информация о скором превращении финансовой полиции из самостоятельного органа в структурное подразделение МВД РК.
В самом департаменте финансовой полиции не подтвердили, но и не опровергли данную информацию.
Там лишь сказали, что реорганизация государственных органов в период эволюционного роста - вещь неизбежная. По мнению некоторых финансовых полицейских, если даже их ведомство и расформируют, а функции передадут другим, значит таково веление времени. Однако при этом, они отметили, что цели и задачи по раскрытию экономических преступлений никогда не потеряют своей актуальности.
По их словам, в настоящий момент финполиция работает в обычном режиме, никакой паники не наблюдается.
Данное превращение не так давно можно было наблюдать в России, когда президент Путин передал некоторые самостоятельные структуры, наподобие налоговой полиции, в ведение МВД РФ.
Теперь и в Казахстане заговорили о подобной реструктуризации. Об этом говорил и президент Назарбаев в своем недавнем ежегодном послании народу Казахстана. Отличие заключается лишь в том, что Путин произвел реструктуризацию без публичного предупреждения. Президент же Назарбаев предупредил их заранее о готовящихся изменениях.
Финансовая полиция, как известно, не сразу, постепенно выросла из недр бывшего советского ОБХСС. Как известно, после большого развала, отдел превратили в УБОП. Далее был создан еще и государственный следственный комитет ГСК, который, спустя несколько лет почил в бозе. В период создания государством налоговой службы, часть сотрудников управления перешла в налоговую полицию. А в последствии, ее трансформировали в самостоятельную структуру в виде финансовой полиции.
Основной "грех", который предъявляют финполиции - это дублирование функций, которые возложены и на другие ведомства, к примеру, КНБ и на девятое управление МВД РК. Дублирование функций не на шутку вытекало, как показывали СМИ, в стычки (а иногда и перестрелки) то с таможенниками, то с гаишниками, то с сотрудниками комитета нацбезопасности.
Борьба за исполнение служебных обязанностей, вероятно, вещь не легкая, особенно, когда эти обязанности должны исполнять конкуренты из других ведомств.
По всей видимости, если сотрудники органов, порой даже не щадят живота своего в перестрелке друг с другом, речь должна идти о достаточно серьезных вещах.
Основная функция финансовых полицейских сводится к раскрытию, как сегодня говорят, беловоротничковых преступлений экономического характера, мошенничества, лжепредпринимательства, а также борьбе с коррупцией и взяточничеством в рядах госорганов. Как сегодня работает финполиция, ниже приводится их собственная статистика.
Сотрудники финполиции должны разоблачать тех нерадивых и коррумпированных чиновников, которые, порой честно жить не хотят и не дают предпринимателям, вымогая взятки и занимаясь шантажом.
Некоторые сотрудники финполиции, предприниматели, и даже чиновники, не связанные работой с данной организацией, высказывают мнение о том, что у МВД и финполиции разные функции в силу характера преступлений.
Первые говорят о том, что на МВД и так возложено много задач, а раскрытие преступлений экономического характера станет лишней нагрузкой, которая может не очень хорошо отразиться на конечном качестве работы.
Иными словами, здесь хотят сказать, что поножовщину или разбойные нападения, которыми занимается МВД, нельзя смешивать с такими тонкими вещами, как экономические преступления.
Всех сотрудников финполиции МВД принять не сможет, если первых действительно решили реструктуризировать. Соотношение количества свободных рабочих мест в МВД и настоящее количество сотрудников в финансовой полиции разниться чрезвычайно. Число сотрудников в последней не раскрывается, а это может означать то, что сотрудники, занимающиеся раскрытием преступлений экономического характера, которые усложняются год от года, вынуждены будут искать себе работу на стороне, что называется, как повезет.
В качестве результатов своей работы, Департамент финансовой полиции по г. Алматы предоставил статистику. Данная статистика оказалась чрезвычайно занимательной и выявляет некоторые тенденции, которые отражают сегодняшнее положение дел.
Начнем с того, что за 12 месяцев 2002 года было возбуждено 1281 уголовное дело. Далее цифры по числу понесенных наказаний сокращаются со сказочной быстротой.
Из 1281 уголовного дела окончено производством уже 886. Получается, что по 395 делам ведется следствие.
До прокурора дошло 640 дел. Рассмотрено судом еще меньше - только 449 дел. Получается, что почти половина - 437 уголовных, а не каких-нибудь административных, гражданских дел или экономических споров, просто утонули в судах.
Причины могут приводиться совершенно разные: загруженность судов, недостаток доказательной базы, свидетелей т.д. Далее, приводятся данные по принесенному ущербу вследствие уголовных деяний. Всего ущерба было причинено 735156,8 тысяч тенге. Из них возмещено 729066, 0 тысяч тенге. Следовательно, исходя из простой математики, 6090,8 тысяч тенге остались не возмещенными.
Всего осужденных по возбужденным финансовой полицией делам 359 человек. Из них удалились в места, не столь отдаленные только 170 преступников. 189 осужденных человек, отделались испугом, штрафом, или еще чем-то и продолжают гулять на свободе.
Была предоставлена также статистика в отношении административных правонарушений. Всего за прошедший год выявлено 239 нарушений. Однако к административной ответственности привлечено почему-то уже несколько меньше лиц - 209. Куда подевались 30, если выявлены нарушения, - остается тайной. Здесь, правда, не указали, что это были за лица: физические или юридические.
Штрафных санкций по адмнарушениям было наложено на сумму 1 954, 9 тыс. тенге. Из них удалось взыскать 1 393, 5 тысяч тенге.
В качестве показателей своей работы, финансовые полицейские приводят несколько реальных заведенных уголовных дела, которые дошли до суда, и в отношении которых был вынесен приговор. И что самое интересное, все подсудимые, фигурировавшие в уголовных делах по приговору суда из приведенных примеров, вышли на свободу, за исключением двух незадачливых фальшивомонетчиков. Последним, видимо, не удалось отвертеться, и их принесли в жертву могучему Ваалу.
История такова. Жила-была на свете преступная группировка, которая занималась в частности изготовлением и, вероятно, сбытом фальшивых долларов. В качестве доказательства, полицейские обнаружили 235 экземпляров 100-долларовых купюр, естественно фальшивых, на сумму соответственно 23 500 долларов. Между прочим, сегодня на рынке за 100 фальшивых дают 30 настоящих долларов.
По словам финансовых полицейских, для задержания этой группировки разрабатывалась серьезная операция с участием вооруженных сотрудников в черных масках. По расчетам полицейских, если преступники занимались изготовлением больших партий фальшивых долларов, то у членов группировки должно иметься в наличии и огнестрельное оружие. Вследствие чего, они представляют собой угрозу. Бригаду фальшивомонетчиков, в конце концов, повязали.
Но вот неожиданная концовка. На скамью подсудимых сели только два человека. Получили они не малые срока по 10 и 11 лет. На повестке остался зависшим один вопрос, - куда делись остальные участники банды? Разбежались кто куда? Бросили товарищей в беде?
С подобной практикой, которая сегодня сложилась в казахстанской судебной системе и системе минюста, которой принадлежит пенитенциарная система уголовно-исправительных учреждений, возникает множество сомнений, что граждане фальшивомонетчики будут "от звонка до звонка" находиться в заключении.
Наверняка, вначале "отсидев" годик другой или лет и зим пять, потом уже в соответствии с амнистией, или по другим причинам, граждане фальшивомонетчики "уйдут" на условно-досрочное освобождение (УДО).
Другой пример. Финансовые полицейские задержали также двух фальшивомонетчиков, но только последние занимались производством уже акцизных марок. Накрыли целую партию в количестве 670 тысяч экземпляров на общую сумму 40,2 млн. тенге.
Что самое интересное, виновным был признан только один человек. В конечном итоге, он получил условно 1 год лишения свободы и штраф (!). Сумму штрафа не указали.
По данным полиции, всего за период 2002 года выявлено 100 нарушений налогового и административного законодательства, связанных с незаконным оборотом подакцизной продукции.
В полицейском отчете черным по белому написано: "Подобная деятельность наносит колоссальный ущерб экономике государства". Конец цитаты.
Получается, что людей, которые наносят колоссальный ущерб государству, суды подвергают виртуальному (условному) наказанию, и немного штрафуют для пущего вида. Украл на миллионы, заплати официальный штраф - 15 копеек старыми и гуляй дальше.
Видимо, эти двое незадачливых изготовителей акцизных марок обладают недюжинными (криминальными или еще какими-нибудь другими) талантами, либо, как всегда, всей бригаде удалось отвертеться, а всех "собак" повесили на одного. Всего, за 2002 год финансовые полицейские изъяли 1 млн. 798 653 экземпляров фальшивых акцизных марок.
Одним из приоритетных направлений в работе финполиции остается выявление контрабандных товаров. Всего за 2002 год, по этой категории дел, было возбуждено 21 уголовное дело.
Однажды задержали контрабандиста, который доставил в Казахстан, нелегальным путем, ковровые изделия на сумму 3,5 млн. тенге. Снова суд и приговор - штраф 200 месячных расчетных показателей. Исходя из решения суда, за уголовные преступления теперь расплачиваются только денежными штрафами.
В лице алматинских финполицейских, в прошлом году коррупция выразилась в 22 уголовных преступлениях. В качестве примера привели одного неудачливого налогового инспектора из районного налогового комитета южной столицы, который занимался вымогательством взятки у гражданина Х. - мужа гражданки Х., которая является частным предпринимателем.
К сожалению, имена жертв коррупционера не указаны, их просто засекретили простой буквой "Х" - одной на всех. Всего, за период с 2000 по 2001 год налоговик в качестве взятки "снял" с предпринимательницы и ее мужа 51 тысячу тенге. К сожалению, в отчете не указано, сколько еще человек платили взятки этому коррупционеру, и куда смотрели его начальники.
Интересная картина получается. Семья взяткодателей исправно платила дань. И вдруг, в один прекрасный момент, что-то не заладилось в их отношениях, - начали расти аппетиты налоговиков, в результате платить расхотелось, и они с чистой душой сдали его компетентным органам.
Как отмечают эксперты из "Трансперенси Интернэшнл -Трансперенси Казахстан", коррупция, как правило, носит системный характер, в том числе и в нашей республике.
В переводе с научного птичьего на общечеловеческий язык, это означает, что, во-первых, коррупционер никогда не коррумпирован в одиночку, - опасно для свободы. Во-вторых, это обозначает, что нижестоящий, как правило, носит "наверх" своему начальнику. В третьих, если брал с одного, значит, брал и с другого.
И, несмотря на это, финансовые полицейские взяли в разработку только одного несчастного коррупционера, позабыв про всю бригаду вышестоящих, а также про всех возможных, потенциальных взяткодателей, которые носили раньше. О них ни слова.
Получается, что полицейские не сумели и в этот раз расколоть преступника. Хотя, с другой стороны, очень слабо верится, что наши доблестные органы не могут качественно допросить подозреваемых. Уж что-что, а это они умеют делать превосходно.
Остается надеяться, что финансовые полицейские впредь будут смотреть на вещи и процессы в сфере экономических преступлений намного шире и дальновиднее. Может быть тогда, преступник подумает тщательнее, прежде чем совершать преступление.
Финансовые полицейские отмечают, что самыми распространенными видами преступлений на сегодняшний день является мошенничество. Всего за данные виды преступлений в 2002 году было возбуждено 238 уголовных дел.
По состоянию на 1-й квартал 2003 года тенденции в работе финполиции продолжились прежние. Было возбуждено 272 уголовных дела. Из них, производство окончено по 225 делам. В прокуратуру направлено 122 уголовных дела. Судом рассмотрено почему-то только 32 уголовных дела. Получается, что 240 дел вновь рассыпались или застряли в суде.
1-й квартал успел принести ущерб государству в сумме 65 589 тысяч тенге. Интересно отметить, что этот ущерб уже успели возместить полностью.
В конце отчета сказано, что финансовая полиция продолжит работу по выявлению, пресечению и профилактике фактов экономических и финансовых преступлений.
Хочется надеяться, что компетентные органы сдержат свои обещания, а уголовные дела будут полностью доходить до суда, а также рассматриваться своевременно и качественно судьями, иначе пропадает почти весь смысл в их возбуждении.