Попасть на Капшагайскую ГЭС не так-то просто. Объект стратегический, вокруг военизированная охрана, камеры наблюдения. А внутри… зеленые лужайки с гуляющими фазанами и цветущими розами, мерный шум гидроагрегатов, где рождаются сотни мегаватт электроэнергии.
Возможно, именно “стратегическая закрытость” этого объекта и вызывает столько разговоров о ГЭС. Критика в адрес станции, которая обеспечивает электроэнергией тысячи домов и промышленных объектов, началась еще до того, как ее запустили, и вот уже 40 лет не утихает.
“Идея была правильной”
– К критике и каверзным вопросам я всегда готов, – с ходу сообщил директор Капшагайской ГЭС Василий Васильевич КАЗНАЧЕЕВ.
От такого откровенного приема мы даже оторопели. Действительно, вопросов много. Юбилейная дата – хороший повод подвести итоги, честно поговорить о проблемах и реальных перспективах.
– Василий Васильевич, вы, как человек, который строил ГЭС с котлована и вот уже 40 лет тут работает, как относитесь к разговорам о том, что, может, и не надо было строить эту станцию?
– Строительство ГЭС в свое время решило многие проблемы. В первую очередь снизило дефицит электроэнергии, особенно в часы пик. А это – тысячи гектаров орошаемой земли, скотоводство, рыболовство. Не говоря уже о стратегическом запасе пресной воды!
Идея строительства принадлежала академику Чокину. Это была всесоюзная комсомольская стройка. Был построен новый город Капчагай с промышленными объектами, и, несмотря на сегодняшние экономические трудности, город живет, строится, и в этом тоже есть немалая заслуга Капшагайской ГЭС.
– Какова сейчас экономическая ситуация на вашей станции?
– Исключительно благоприятная. Капшагайская ГЭС в объединении Алматинских электрических станций, как поплавок, тянет всех вверх. ГЭС – высокорентабельное предприятие. У нас нет аварий и простоев оборудования. Персонал квалифицированный и надежный. Мне приятно об этом говорить.
– Но в последние годы значительно снизилась выработка электроэнергии, с чем это связано?
– Это не так. Есть природные явления, которые человек до сих пор точно не может объяснить. Прошлый год был маловодным, и мы работали на запасах водохранилища. Отработали нормально, не было никаких проблем. Правда, план немного был уменьшен. Но это обычная ситуация, которая повторяется примерно раз в пять лет. Стоит также отметить, что река Или – приграничная, идет из Китая, у них свои хозяйственные интересы, они отбирают воду на свои нужды…
Смоет или не смоет?
– Говорят, что многоводные годы опасны, сразу возникает вопрос о надежности ГЭС. Разговоры ходили разные, вплоть до того, что станцию может просто смыть…
– Осветите этот вопрос честно, чтобы разговоров не было. Просто некоторые люди на этом вопросе хотят сделать себе дешевый пиар. При этом сами специалистами не являются. Капшагайская ГЭС строилась с десятикратным запасом прочности, на 485-ю отметку водохранилища. А сейчас у нас установлена отметка 479, то есть значительно ниже. Мы можем принять воды в размере почти такого же еще одного водохранилища.
– Но ведь ГЭС работает уже 40 лет, возникают вопросы об износе оборудования…
– Да, оборудование изготовлено еще в советские времена, но оно в хорошем состоянии. 15 лет назад пришел “Трактебель”, они поначалу думали, что мы “только с пальм слезли”, но быстро убедились, что здесь специалисты высокого уровня, знаем свое дело. Их удивило состояние оборудования и сооружений ГЭС. Объекты в хорошем состоянии. Все зависит от того, как содержать станцию. Мы содержим ее хорошо.
– Неужели даже реконструкция не нужна?
– Конечно, реконструкция нужна. Поэтапно оборудование меняем, в реконструкцию уже вложены сотни миллионов тенге. Дальше вложения будут еще больше.
– Почему же у защитников природы постоянные претензии к станции? И главная из них касается Балхаша…
– Балхашу Капшагайская ГЭС никакого урона не наносит, станция просто пропускает воду. Хотя разговоры постоянно шли, что, дескать, из-за ГЭС обмелел Балхаш. Но потом он опять наполнился. В этом году, например, воды много шло, и, если бы мы не регулировали ее, она шла бы потоком, а это около двух тысяч кубов в секунду, что бы там было в низовьях? Катастрофическая ситуация…
Работа без оглядки
– Потребности Алматинской области в электроэнергии растут – каково будущее станции? Кербулакская ГЭС до сих пор только в планах.
– Я всегда говорил и не скрываю, что Кербулакскую ГЭС может построить только государство. Экономически инвестору она будет невыгодна, у таких объектов очень большой срок окупаемости. Кербулакская ГЭС должна быть цехом Капшагайской ГЭС, она займется регулированием стока. Это не только дополнительная выработка электроэнергии в размере 50 мегаватт. Это позволит работать Капшагайской ГЭС без оглядки в часы пик. Возрастает выработка электроэнергии. Это и есть будущее Капшагайской ГЭС.
Дарья ШМАКОВА, Руслан ПРЯНИКОВ (фото)