Мы писали об этой трагедии в материалах “Электрический шок” и “Электрический шок-2” (см. “Караван”, № 45 от 6 ноября 2009 года и № 49 от 4 декабря 2009 года).
Напомним, ребенок получил сильный удар электрическим током утром 23 августа 2009 года в поселке Панфиловский. Трансформаторная будка оказалась открытой.
Обе руки малыша были обожжены, левую удар электрического тока разворотил до костей. Врачи выдали заключение, что Давид получил телесные повреждения средней степени тяжести.
По словам бабушки, никто из руководства АО “Электрические сети” не пришел к Форостовым, не извинился, не поинтересовался здоровьем ребенка, не оказал помощь.
Зато уже на следующий день после инцидента на улицу Мичурина прибыла бригада рабочих, которые поспешно покрасили трансформаторную будку и все четыре дверцы заперли на новые замки. Об этом нам рассказали жители поселка Панфиловский, проживающие по соседству с семьей Форостовых. Но руководители АО “Алатау Жарык Компаниясы”, которому подчинено АО “Электрические сети” Талгарского района, с завидным упорством утверждали и продолжают утверждать, что никто из их подчиненных не виноват.
Между тем, когда наши корреспонденты через какое-то время выехали в поселок, они обнаружили сразу две незапертые трансформаторные будки!
Не виноватые мы!
По словам бабушки ребенка – Веры Форостовой, в прокуратуре Талгарского района ей сказали, что статьи, которую можно было бы применить к виновным в этой трагедии, в казахстанском законодательстве… нет!
Дескать, в Законе Республики Казахстан “О промышленной безопасности на опасных производственных объектах” наказание в случае причинения среднего или тяжкого вреда здоровью человека не предусмотрено.
Есть статья 316 Уголовного кодекса РК “Халатность”, но она предусматривает ответственность только для государственных служащих, а работники АО “Электрические сети” Талгарского района к таковым не относятся.
Так неужели лица, оставившие трансформаторную будку открытой, смогут избежать ответственности – причем на вполне законных основаниях?
Статья-то есть!
Тем не менее мы все-таки обнаружили в Уголовном кодексе и судебной практике сразу две статьи, по которым сотрудники опасных производств уже привлекались к уголовной ответственности.
Часть 1 статьи 152 УК РК предусматривает наказание для ответственных исполнителей: “Нарушение правил техники безопасности, промышленной санитарии или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по организации или обеспечению соблюдения этих правил, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, – наказывается штрафом в размере от 200 до 500 МРП (1 МРП равен 1413 тенге) или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на тот же срок...”.
А статья 232 УК РК “Недобросовестное отношение к обязанностям” предусматривает наказание руководителей коммерческих предприятий. В случае смерти потерпевшего или иных тяжких последствий начальникам “светит” ограничение свободы на срок до 5 лет.
Нет, мы не призываем к тому, чтобы виновников обязательно приговорили к лишению свободы. Но, если оставлять подобное отношение к своим обязанностям безнаказанным, кто знает, сколько еще детей пострадают от халатности взрослых?
Сауле КЕНЖЕБАЕВА, Алматинская область