Казалось бы, сам бог велел Жамбылской области быть аграрной. Регион расположен на юге республики и климатически подходит для выращивания как зерновых колосовых, так и овощей, фруктов, бахчевых и масличных культур. Здесь теплые зимы с обильными снегами и жаркий летний период, близко крупнейшие реки Шу и Талас и десятки других более мелких водных артерий, сотни каналов. Все это создает идеальные условия для растениеводства, а богатые сочные пастбища подходят для бурного развития животноводства. Сельское хозяйство области должно быть успешным и богатым сектором. Но сегодня оно не может прокормить даже свой регион, несмотря на все финансовые вливания и госпрограммы.
В общем, денег в сельское хозяйство вбухано много, а вот отдачи – совсем наоборот. Правда, если акцентировать внимание на том, что в этот раз зерновых собрано 376 тысяч тонн, что больше прошлогоднего на 16 процентов, а овощей – 560 тысяч тонн (плюс 5 процентов), то складывается приятная картина. Но погоды эти цифры абсолютно не делают. Так, в регион по-прежнему идут большие поставки овощей из соседней Южно-Казахстанской области, а из Узбекистана и Киргизии в этом году, согласно подсчетам, будет ввезено около 300 тысяч тонн – примерно 30–40 процентов от общего объема рынка. Сумма внушительная, и, откровенно говоря, без сельхозимпорта Жамбылской области не выжить.
Овощные страсти
Чтобы прокормить не только себя, но и обеспечивать сельхозпродукцией другие регионы страны, сняв при этом зависимость от внешних поставок, жамбылцам нужно увеличивать посевные площади. Необходимость импорта не ликвидировало даже то, что в этом году посевы овощей возросли более чем на 3 тысячи га.
– Вообще, сегодня в регионе взят курс на увеличение выпуска овощной продукции и уменьшение зерновых площадей, – говорит начальник областного управления сельского хозяйства Мурат АСИЛЬБЕКОВ.
Постепенный уход от возделывания зерновых нам объясняют тем, что содержание клейковины в жамбылской пшенице чрезвычайно низкое, это не позволяет использовать ее в производстве хлеба и хлебобулочных изделий. Одним же из “овощных направлений” стало картофелеводство. Помнится, несколько лет назад из-за сильных морозов и гололеда в область несколько дней не доставлялся товар из Киргизии и на центральном рынке вообще не было картошки! Тогда и возник вопрос: а где свой картофель?
С тех пор площади его посадки увеличиваются. По сравнению с прошлым годом под картошку отведено площадей на 1500 га больше. Но при этом все равно доля завозимой извне немаленькая. По официальным данным, в первом квартале 2011 года в область завезли около 18 тысяч тонн картофеля, а к концу года объем составит более 70 тысяч тонн. Прежде всего весь этот урожай попадает на рынки Тараза. Поскольку из 142 тысяч тонн, что сейчас собираются в самой области, в город попадает лишь небольшая часть, так как остальные районы тоже должны питаться! Поэтому областной центр зависим от поставок из Киргизии. И если завтра опять вдруг закроется граница ввиду политической обстановки или сложных погодных условий, картофель снова взлетит в цене. Так же, как и морковь, которой ежегодно завозится в область около 40 тысяч тонн, и капуста (около 50 тысяч тонн)...
В общем, имеющийся потенциал для дальнейшего развития овощеводства в области не используется. Хотя и были большие вливания в отрасль в рамках тех же Года аула и целого ряда государственных программ…
Субсидии – на обогащение частных структур?
Что касается животноводства, то область испытывает потребность в куда большем объеме мяса, чем его предлагается на рынке. И это несмотря на то, что в последние пять лет наблюдался рост поголовья скота и производства мясо-молочной продукции. Лишь в этом году на одном из совещаний акима области неожиданно было заявлено, что снизилось поголовье крупного рогатого скота… Что же происходит?
В начале года говядина в огромных количествах вывозилась в Россию из южных регионов Казахстана, и цена на нее подскочила на 30–40 процентов. Ситуация более чем странная. Стоимость говядины на центральном базаре Тараза почти такая же, как в Алматы и Астане, – 1400–1600 тенге за килограмм. Очень мало на рынке свинины – только по утрам, а цена на нее с начала года выросла на 50 процентов. Вообще-то в регионе субсидируется закуп племенных свиноматок из Германии. Но фермеры отправляют свинину не на рынок, а на переработку в собственные цеха. И их колбасные изделия взлетели в цене почти в два раза! То есть фактически государственные субсидии пошли не на пользу обществу, а на обогащение частных структур, которые трудно было назвать бедными и которые мало озабочены заботами потребителей.
Любопытна и ситуация с молоком. Недавно сельхозпроизводители заявили о том, что сдают его переработчикам по 45 тенге за литр. В Таразе небольшие хозяйства находят частных клиентов, которые дают 70–80 тенге. Тогда как на рынке литр домашнего молока стоит уже 130–150 тенге. Разница достается перекупщикам.
Государство выделяет для аграрного сектора огромные средства. Но красиво выходит только на бумаге: и посевные площади увеличиваются, и урожай растет. Но на деле ничего кардинально не меняется. Доля импорта сельхозтоваров по-прежнему высокая, а цены на ту же животноводческую продукцию все выше и выше…
Жамбылская область
Мнение эксперта
– Никто не ведет речи о том, чтобы полностью отказаться от киргизской сельхозпродукции, – говорит профессор Таразского государственного университета Рашид БАКИРОВ. – Но увеличение собственных объемов производства необходимо, поскольку это позволит сбалансировать чрезвычайно высокие цены, допустим, на говядину и другие продукты.