Совсем недавно поклонники «Келинки Сабины» наконец-таки увидели вторую часть нашумевшего фильма. Картина за короткое время заняла почетное место в списке самых успешных работ казахского кинематографа. Предполагается, что «Келинка Сабина - 2» станет одной из самых прибыльных картин в истории отечественного кинематографа, ведь только за три дня показа, кассовые сборы составили более 130 миллионов тенге. Почему же казахстанцы массово выбирают фильмы легкого содержания вместо интеллектуального кино, рассказал кинокритик Олег Борецкий.
- Олег Михайлович, как вы считаете, почему такой фильм, как «Келинка Сабина – 2» собирает полные залы и становится одним из самых кассовых фильмов Казахстана?
- Все объясняется очень просто: Нуртас Адамбай нашел алгоритм национальной комедии. Это, конечно, не единственный алгоритм, ведь есть и другие многогранные жанры – есть романтическая комедия, сатирическая комедия. Есть самые разные вариации комедий, в том числе перевоплощение Нуртаса Адамбая, его какие-то КВНовские и актерские способности, которые оказались здесь востребованными, как тот юмор, который был в первой «Келинке». Я не оцениваю «Келинку Сабину – 2» как уровень недостижимый. Она, в принципе, собирает то, что должна собирать. Кому-то она уже кажется вторичной, скучноватой, нежели первая часть. Но то, что первая часть все же произвела фурор на залы и то, что вторая сейчас добирает – я считаю, что это просто одно из тех лиц казахстанской комедии. Но отмечу, что это не единственный вариант.
- Почему казахстанцы предпочитают именно комедийное кино, а не интеллектуальные фильмы вроде «Келiн» Ермека Турсунова?
- Потому что жизнь такая (смеется). Человек хочет очевидные вещи: ему хочется расслабиться, посмеяться. Кино в целом стало интертейнментом, поэтому даже те фильмы, которые у нас появляются, например, в нашей Ассоциации кинокритиков, куда входит 7 человек, все-таки лучшим фильмом года признают не комедию, хотя у нас есть отдельно номинация жанра. В прошлом году лучшим фильмом стал фильм Адильхана Ержанова «Хозяева», в этом году это картина «Жол» - серьезные социальные картины. Мы как бы позиционируем себя, обращая внимание на серьезное кино. А массовый зритель – он всегда выбирал интертейнмент, развлечение, легкий жанр и экшн, собственно, к этому нас кино и приучало.
- Почему фильмы комедийного жанра легко попадают в прокат, а фильмы, над которыми нужно думать, транслируются лишь на мировых кинофестивалях, проходя мимо нас?
- Потому что существует замкнутый круг. То, что пользуется спросом – оно и будет браться прокатчиками, потому что на этом они делают бокс-офис, проще говоря, кассу. Рыночный элемент работает здесь, хотя это неправильно. Но это тема для отдельного разговора, потому что в культуре рыночный механизм работает немножко по-другому. Но тем не менее, я считаю, что прокатчикам проще брать то, что принесет им прибыль, чем ставить и формировать какой-то там другой вкус сознания. До тех пор, пока не будет, например, отдельного прокатчика или кинотеатра в целом, которые будет ориентирован только на это. Я уже лет 10 назад об этом говорил, что нужен кинотеатр лицензированный, который будет показывать лишь отечественное кино, где будут ретро-программы, где будет современное кино, арт-хаус, жанровое кино. А люди еще остались, которым интересно серьезное кино, которым нужно думать и размышлять.