Произошло то, что произошло

Многие врачи, медсестры и санитарки в эти дни трудятся в невыносимых условиях. Ситуация настолько критична, что вмешаться в нее пришлось министру здравоохранения Елжану Биртанову.

Более 400 зараженных коронавирусом зарегистрировано в Казахстане к этому дню. Нур-Султан лидирует в этом списке, на него приходится почти половина случаев. На карантин здесь закрыли уже несколько медицинских учреждений, среди них – акушерский блок многопрофильной горбольницы № 1.

– В этом стационаре была инфицированная беременная, ее перевели в инфекционную больницу, а стационар закрыли, вокруг выставили блокпосты. Сотрудники остались внутри на карантине – на 14 дней, и понятно, что их надо было кормить. Пищеблок работает только на пациентов, их родные передать еду не могли, а централизованно это не организовали. В итоге более 100 сотрудников остались без питания, – поясняет Бахытжан ТАЖИБАЙ, руководитель столичного филиала общественного объединения “Казахстанский отраслевой профессиональный союз работников здравоохранения”. – Помогли профсоюзы, в течение 2 дней организовывали горячее питание для наших коллег, питьевую воду им привозили. Вообще-то, это всё должно координировать управление здравоохранения, но от него четких распоряжений не было.

Параллельно столичных медиков настигла новая неприятность: стало сложно добираться до работы. На карантин закрыли 1-й автобусный парк, сотрудник которого оказался контактным по коронавирусу. Автобусы продезинфицировали и больше на маршруты не выпустили.

– Мы поможем с транспортом тем, кто на передовой в борьбе с инфекцией, – пообещал накануне аким столицы Алтай КУЛЬГИНОВ в видеообращении к жителям города.

Но транспортный вопрос для медперсонала был решен не сразу, поэтому многим пришлось добираться на работу и с работы пешком.

К примеру, для второй горбольницы поначалу было предоставлено около 20 микроавтобусов вместимостью до 25 человек. А работает там более тысячи сотрудников. Да и живут они в разных частях города, в том числе на таких окраинах, куда микроразвозки не ходят. До остановки им идти и идти, а на работу нужно выходить не только днем, но и в ночные смены. В отчаянии люди стали писать в соцсети, звонить журналистам и депутатам. “Что это за издевательство?” – взывали они.

В результате власти проблему все же решили. Для больницы выделили вместительные автобусы, но нервов врачам, медсестрам, санитаркам потрепали немало. Бахытжан Тажибай настаивает: о транспорте для медиков в городском управлении здравоохранения должны были позаботиться заранее.

– Они знали, что общественный транспорт скоро перестанет ходить. И знали, что работники медицинских организаций во время карантина продолжат работать, значит, надо организовать их проезд. Но произошло то, что произошло. Два дня мы были в неведении, звонили от профсоюза в частные автопарки, автобусные парки, пытались организовать доезд людей в стационары. Что происходит в больницах Алматы, куда везут прибывающих из очагов поражения коронавирусом

Но это оказалось очень дорого – 10 тысяч тенге просили за час работы автобуса, а крупным больницам нужно много автобусов.

Мы понимаем, что все это должен организовывать оперативный штаб, а ему о существующей проблеме должно донести управление здравоохранения. Но здесь опять же слабая координация. И если решения находят, то часто это за счет медорганизаций, их собственных ресурсов. А это в период ЧП совершенно неправильно, – уверен общественник.

И уж совсем печально стало, когда сигналы SOS подали сотрудники многопрофильного медицинского центра, где сейчас проходят лечение зараженные коронавирусом.

Медсестры и санитарки изолятора рассказали, что им приходится спать на кушетках по 17 человек в палате и по 2–3 дня носить одноразовые костюмы. Об усиленном питании на работе, витаминах и иммуностимуляторах вообще нет речи.

– Постельное белье не меняют уже 15 дней. Кушать дают тоже мало. По ложке каши иногда. Молодежь постоянно голодная, – поведала журналисту портала "HOLA NEWS" медсестра Жанар МУХАМЕДЖАНОВА.

Возмущены работники коронавирусного изолятора и тем, что не видят денег, обещанных медикам, работающим в опасных условиях. Министр здравоохранения Елжан БИРТАНОВ на их жалобу отреагировал мгновенно.

– Я с болью прочитал ваше обращение и понимаю ваше недовольство. Вынужден признать, что условия, в которых вы находитесь в стационаре для заразившихся COVID-19, вызывают большой вопрос не только у вас, но и у меня. Центральный стационар был неоднократно инспектирован, проверен и определен именно как изолятор, соответствующий всем современным требованиям для лечения этой инфекции. Сейчас я незамедлительно собираю комиссию по этому факту и в кратчайшие сроки обещаю разобраться с этим инцидентом. Прекрасно понимаю, что именно вы находитесь на передовой! Именно вы, те, кто спасает жизни!” – написал он на своей странице в “Фейсбуке”.

Глава минздрава пообещал на ближайшем заседании госкомиссии поднять вопрос о предоставлении всех необходимых удобств и условий медикам, находящимся на боевом посту, а также сообщил, что в ближайшие дни будет установлена ежемесячная надбавка медицинским работникам, задействованным в противоэпидемических мероприятиях – от 212,5 тысячи до 850 тысяч тенге.

– По поручению Президента, для премирования вовлеченного персонала по всей стране выделены дополнительные средства из республиканского бюджета. После принятия соответствующего приказа к 5 апреля будут осуществлены выплаты за март, – сообщил министр.

Тем временем у казахстанцев назревает новая коронавирусная проблема. Перед тем как закрыть въезд и выезд из населенных пунктов, жителям страны предложили определиться с местом проживания на время карантина. Это было нужно, чтобы ограничить распространение вируса. В результате кто-то переехал из села в город к детям, кто-то – из города в село, поближе к природе.

Эти люди оказались не в своем регионе, а значит, они не смогут получать бесплатные препараты по месту прописки. Перемещать бесплатные лекарства между регионами тоже невозможно.

Что в этой ситуации делать онкобольным, инсулинозависимым и другим категориям пациентов, для которых перерыв в приеме лекарства недопустим, пока непонятно. Но коснется это многих.

НУР-СУЛТАН