«Страна, не имеющая выхода к морю, обладающая огромной территорией, не может развиваться без транспортных коммуникаций. Если посмотреть на карту железных дорог Казахстана, то видно, что все дороги тянутся с юга на север, мы не имели дорог, связывающих восточные и западные регионы. Для строительства новых железных дорог были привлечены более 10 тысяч человек. Железные дороги проходят по 4 областям, 5 районам и связывают их между собой», - сказал во время торжественной церемонии открытия Нурсултан Абишевич.
Даурен Молдахметов, корреспондент железнодорожного журнала «ТрансЭкспресс Қазақстан», следил за ходом строительства стратегически важных железнодорожных линий с самого начала. Он рассказал газете «Казахстанская правда» о том, что стройка велась в непростых климатических и географических условиях.
По местным пескам могли проходить только вездеходы, а надо было осуществлять доставку тяжелых строительных материалов и других грузов, а также питания и воды для строителей. Поэтому все с нетерпением ожидали первую стыковку железной дороги Жезказган - Саксаульская, строительство которой велось как со стороны Жезказгана, так и со стороны Саксаульской. И стыковка состоялась раньше намеченного срока - 10 декабря 2013 года. Это позволило пропускать по магистрали рабочие поезда, что существенно облегчило работу.
Генеральный подрядчик строительства новых линий Жезказган - Саксаульская и Аркалык - Шубарколь - компания «Жол жөндеуші» - реализует оба проекта на основе Стратегии-2050, а также Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010-2014 годы. «Нам необходимо перевозить народнохозяйственные грузы. Это жизненная необходимость, и она заставляет нас двигаться вперед, поэтому грузы пошли раньше намеченного срока», - поясняет Сат Бекмуханбетов, глава компании.
В период временной эксплуатации значительного движения поездов не было. Однако после пуска дороги в постоянную эксплуатацию 1 октября 2014 года на участке Жезказган - Бейнеу наблюдается интенсивное движение. Установленная скорость на участке Жезказган - Косколь равна 60 км/ч. По словам специалистов, во время проверки на данном участке была достигнута скорость и в 80, и даже в 90 км/ч.
С. Бекмуханбетов рассказал, что именно на проекте Жезказган - Саксаульская применил усовершенствованную технологию мостовых конструкций. Вместо традиционных сборных железобетонных конструкций впервые в полевых условиях установлены монолитные пролетные строения. Аналогов подобных монолитов в Казахстане сегодня нет.
В целом, за два года строительства по обеим линиям было отсыпано порядка 46 млн кубометров земляного полотна, проложено 1200 км главных путей, сооружено 46 мостов и путепроводов, смонтировано 570 водопропускных труб, проведено более 4200 км линий электроснабжения ВЛ 110, 35 и 10 киловольт, построены другие объекты производственной инфраструктуры.
В итоге технические операции перевозочного процесса здесь будут осуществляться на 23 станциях и 33 разъездах, в том числе на 6 модернизированных станциях примыкания - Аркалык, Шубарколь, Жезказган, Саксаульская, Шалкар и Бейнеу.
Система сигнализации и контроля движения поездов установлена с использованием современных технологий интегрального регулирования, а инфраструктурно-технологические связи базируются на передовых цифровых стандартах.
Введенные в эксплуатацию железные дороги Жезказган - Бейнеу и Аркалык - Шубарколь более чем на 1000 км оптимизируют маршруты грузопотоков в направлениях Север - Юг и Восток - Запад. Только Жезказганский медеплавильный завод, начиная с октября, намерен поставлять до 500 вагонов своей продукции. Запустив грузовое движение по новым линиям 22 августа, всего за три дня, по словам директора филиала АО «НК «ҚТЖ» - «Дирекция перевозочного процесса» Владимира Петрова, здесь пропустили 14 поездов общим весом 50 тыс тонн брутто.
С открытием двух новых участков общая эксплуатационная длина казахстанской железнодорожной сети составила 16 тыс км.