Следует отметить, что до последнего в обществе бродили разноречивые слухи и домыслы о природе Кантара: одни видели в нем народные волнения, другие – «оранжевую революцию», третьи – «происки внешних врагов». Сведения о ходе следствия были разрозненны и не давали цельного представления.
Теперь же Президент дал читателю всю картину событий, алгоритмически описав все стадии Кантара и его предпосылки, которые носили объективный характер в виде социально-экономических трудностей и институционального кризиса. Все это привело к росту протестных настроений, используя которые, определенные силы подготовили почву к неудавшемуся государственному перевороту. И навязанная стране на тот момент модель двоевластия так же сыграла на руку тем, кто планировал январские события. Высокопоставленные противники нового курса хотели сменить власть в стране, организовав в этих целях управляемый хаос, сорванный благодаря проявленной политической воле главы государства и его соратников и своевременному вмешательству союзников Казахстана по ОДКБ.
Роль миротворцев была вспомогательной, операция по спасению страны проводилась казахстанским руководством и сохранившими верность присяге силовиками. Миротворческий контингент охранял стратегически важные объекты, «не произведя ни единого выстрела», пока лояльные президенту подразделения армии, полиции и спецслужб наводили конституционный порядок. Заговор, который готовился по канонам крупнейших теоретиков и практиков госпереворотов, был сорван, однако в обществе до сих пор не хватает полного осознания - чего нам удалось избежать в январе 2022 года. Мы вполне могли бы оказаться в положении Сирии или Ирака, окажись попытка захвата власти удачной.
Президент в интервью так же ответил на невысказанный вопрос: возможен ли рецидив Кантара, к чему обществу нужно готовиться?
Ответ очевидно отрицательный: курс реформ, направленных на восстановление социальной справедливости, ликвидацию монополий, политическую либерализацию и модернизацию, экономическую перезагрузку, практически уничтожил почву для подобных попыток. Экономическая ситуация выправлена, в стране создается новая экономическая модель. Кроме того, проведены политические реформы и у населения появились широкие возможности для политической самореализации мирными средствами. Участие в выборах акимов, более широкие возможности избираться самим, непосредственно обращаться в Конституционный суд и голосовать на референдумах, квоты для женщин и молодежи – все это позволяет снять заряд социальной напряженности и направляет политический процесс в цивилизованное русло, конструктивно включая в общественно-политическую орбиту все активные слои общества.
В экономике обеспечен прорыв за счет справедливого перераспределения общественных богатств, ликвидации олигополий, возвращения незаконных активов старых элит в страну на цели развития, усиления социальной составляющей государственной политики и борьбы с бедностью, большого внимания к экологической безопасности и безопасности труда, подъема общего уровня жизни населения.
Более того, власть пошла на глубокую институциональную демократизацию изнутри. В частности, президент добровольно принял на себя значительные ограничения полномочий и сроков – сохранив лишь один семилетний президентский срок, закрепив это на уровне соответствующей неизменной нормы Конституции, а так же отказавшись от назначения и увольнения определенных категорий акимов, влияния на принимаемые Конституционным судом решений и повысив ответственность и функционал правительства за положение дел в стране, ограничив вмешательство своей администрации в деятельность кабмина.
А если принять в расчет еще и разгром тех групп влияния, которые стояли за январскими событиями, то можно рассуждать о том, что для реванша сейчас нет никаких шансов.
Важно отметить, что авторитет Казахстана на международной арене значительно вырос благодаря сбалансированному и прагматичному курсу на равное сближение со всеми центрами региональной и глобальной силы - Россией, Китаем, США, Европой. Теперь в текущих геополитических условиях наша страна обретает незаменимость для всех ключевых игроков, что дает дополнительные гарантии безопасности и страховку от разного рода переворотов. Президент отметил в статье важную роль платформы «С5+», инициированную американской дипломатией в поддержку суверенитета государств ЦА и в которой Казахстан играет заметную роль и будет принимающей стороной саммита 2024 года. Это также является защитным контуром для нашей страны и инструментом укрепления мира и согласия.
«Пройдена точка невозврата»: эксперт об интервью Токаева
Отдельно следует прокомментировать экономический блок президентского интервью, органично продолжающего развитие тех смыслов, которые были вложены в Послание «Экономический курс Справедливого Казахстана» и содержательно раскрыты в режиме вопрос-ответ. В цифрах и фактах обществу предъявлена дорожная карта выстраивания новой экономической модели, которой благоприятствуют прогнозы Международного валютного фонда: ожидаемый прирост ВВП составит свыше 259 миллиардов долларов, что на 15% больше, чем в 2022 году.
«Самый значительный номинальный рост в Центральной Азии. Положительная динамика отмечается и по ВВП на душу населения, прогнозный показатель на 2023 год составил почти 13 тысяч долларов, годовой рост оценивается в 1,6 тысячи долларов. По прогнозу МВФ, к 2028 году данный показатель вырастет на треть – до 16,8 тысячи долларов», - такие данные привел в интервью глава государства К.-Ж.Токаев.
Реалистичность статистики подкреплена конкретными тезисами о планируемых мерах в экономике. Страну ожидают промышленно-инфраструктурные проекты в значительных масштабах, которые призваны стать драйверами экономического роста, создания новых рабочих мест и улучшения инвестиционного климата. Большое внимание отведено грядущему возврату незаконных активов и приватизации тех секторов, в которых присутствие государства избыточно. Показательно, что по инициативе президента создан Инвестиционный штаб (Совет по привлечению инвестиций), призванный консолидировать усилия в обеспечении экономического роста посредством согласованной инвестиционной политики, которому даны особые полномочия в инвестиционной сфере и чьи решения общеобязательны к исполнению госорганами и квазигосинститутами.
Вторым направлением создания новой экономики будут системные реформы по внедрению новых правил экономического поведения.
Первое - перезагрузка налоговой системы до комфортного уровня для инвесторов и отказа от сугубо фискального подхода. То есть анонсирован курс на экономическую либерализацию с отходом от ручного управления экономикой и большего партнерства между государством и бизнес-средой.
Второе – принятие нового Бюджетного кодекса, призванного «кардинально поменять отношение к бюджетным деньгам, поставив во главу угла рациональность, бережливость, актуальность их использования», что позволит усовершенствовать сферу госзакупок и ГЧП, придать им прозрачность, рациональность и гибкость, активнее вовлечь бизнес в данный сегмент экономики и тем самым задействовать этот механизм в справедливом перераспределении доходов и демонополизации экономики.
Весьма актуальной и перспективной мерой является объявленная главой государством модернизация квазигосударственного сектора. Не секрет, что он все еще является непрозрачной сферой с неопределенными правилами игры, порождающими недоверие общества вследствие незримо протекающих в нем процессов. Намеченные реформы приведут к повышению его эффективности, профессионализации и подотчетности государству и обществу.
Значение данного интервью так же и в том, что оно задает обществу вполне конкретный и достижимый образ будущего, включающий в себя идеологические, политические, культурно-исторические и социально-экономические компоненты, четко структурированные для понимания думающими людьми. А откровенность и искренность ответов создает задел для доверительных отношений между властью и обществом.
Лилия Маньшина