Программы автокредитования подстегивали цены на автомобили в Казахстане

К таком мнению пришли авторы отчета Агентства РК по защите и развитию конкуренции (АЗРК) «О состоянии конкуренции на отдельных товарных рынках и принимаемых мерах по ограничению монополистической деятельности» за 2022 год, пишет «Караван.kz».

Анализ рынка услуг автокредитования показал, что только 3 банка занимают более 70 % рынка. Банки дают кредиты под 34 % годовых. Это не самая большая премия. Но ставка рефинансирования Нацбанка – это цифра определяет стоимость денег для самих коммерческих банков в стране – на конец года была 16,75 %. То есть премия банков в два раза выше ставки.

При выдаче займа банки привлекают страховые продукты аффилированной с ними компании. Таким образом, на рынке услуг автокредитования наблюдается низкий уровень конкуренции. А рыночное положение отдельных игроков усиливается за счет расширения собственных цифровых платформ.

В мае 2022 года были установлены лимиты финансирования между ТОО «Сарыарка автопром» и ТОО «Hyundai Trans Kazakhstan» в размере 58,4 и 41,6 млрд тенге. Эти деньги распределялись через кредитование субъектами квазигосударственного сектора банков второго уровня. При этом  АО «Фонд развития промышленности» определил лимиты финансирования каждого автопроизводителя, что исключает конкуренцию между банками.

Агентство полагает, что данная мера государственной поддержки создает риски роста цен на автомобили отечественной сборки. Согласно информации Министерства индустрии и инфраструктурного развития, в I квартале 2022 года цены на легковые авто отечественной сборки выросли на 16 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Автопарк Казахстана – мусор на колесах

В мае 2022 года АЗРК направило в министерство индустрии и инфраструктурного развития письмо, где предложило зафиксировать цены до момента исчерпания лимита выделенных средств, в целях недопущения спекулятивного роста цен. Однако это предложение при запуске программы не было учтено.

В связи с этим АЗРК рекомендовало министерству индустрии пересмотреть механизм льготного автокредитования в части исключения лимитов финансирования автопроизводителей.

Исключение лимитов финансирования позволит обеспечить выбор автокредита с наиболее выгодной годовой эффективной ставкой кредитования. Согласно информации банков второго уровня коридор годовой эффективной ставки кредитования сложился от 4 до 7,5 %. Значит, при условии применения минимальной ставки (4 %) возможно снижение суммы переплаты потребителя займа за семилетний период до 2,5 млн тенге.