Почти 100 миллиардов тенге было выделено из бюджета на реализацию программы “Занятость-2020” на 2011–2012 годы. Половина средств, как сообщила министр труда Гульшара АБДЫКАЛИКОВА, уже освоена. Итог на сегодня такой: 110 тысяч человек пожелали участвовать в программе, 96 тысяч нашли работу. Мы попробовали подсчитать, и получилось, что на обучение и последующее трудоустройство одного безработного казахстанца уходит около 500 тысяч тенге!
Подсчет, конечно, грубый, ведь много средств ушло на организацию центров занятости, курсов и прочее.
И тем не менее – дороговато получается. Тем более что неизвестно – зацепится человек за свое рабочее место или вскоре опять “впишется” в “безработную” статистику?
Да, не все из тех, кто прошел обучение и переобучение, смогли трудоустроиться, признает глава Минтруда. Но поясняет: программа сама по себе не нацелена на создание новых рабочих мест. Ее главная задача – повысить трудовую активность населения. А рабочие места открывают работодатели.
Но если люди даже за то, чтобы устроиться уборщицей в школе, порой дают взятки, есть у них трудовая активность? Выходит, есть. Так чему тогда содействовать за такие огромные деньги?
Главную задачу министерства, и довольно резко, обозначил государственный секретарь Мухтар КУЛ-МУХАММЕД:
– Поскольку ваше министерство называется “труда”, то в первую очередь вы должны заниматься обеспечением человека работой, второе – чтобы каждый получал заработную плату соответственно его труду своевременно. У меня есть такие сведения: по республике на сегодня задолженность по заработной плате составляет 1 млрд. 821 млн. тенге. Одна треть из них – задолженность по Алматинской области – 738 млн., тогда как густонаселенный Южный Казахстан имеет в 20 раз меньше – всего 35 млн.
Почему я об этом говорю? У нас все социальные конфликты начинаются с неполучения заработной платы. Если кормилец семьи не получает ее в течение одного-двух месяцев, конфликт возникает сначала в семье, а завтра он может выйти на улицу. Чтобы не допустить таких ситуаций, Минтруда и региональные департаменты должны заниматься этим!
Подробно остановился Мухтар Кул-Мухаммед и на природе трудовых споров и конфликтов. Здесь все опять-таки, уверен он, дело в зарплате, в ее обязательности и соразмерности труду.
И это совсем не частное дело работодателя “хочу – плачу, хочу – нет”. Если возникают точки социальной напряженности, это уже государственное дело!
По данным Генеральной прокуратуры, только в июне 2012 года зафиксировано более 23 трудовых споров и конфликтов.
Что делает министерство по предотвращению подобных ситуаций? Что делает Комитет по контролю и социальной защите? Впрочем, задавая эти вопросы, госсекретарь вряд ли ожидал на них сиюминутных ответов.
Не раз во время коллегии и совсем не всуе говорилось о роли профсоюзов. Причем не только с трибуны, но и в кулуарах. О том, что готовится “профсоюзный” законопроект, известно давно. По плану правительства он будет внесен на рассмотрение Парламента в декабре.
Не исключено, что в рамках поручений главы государства по социальной модернизации общества с этим документом могут и поторопиться. Видимо, именно с помощью реально действующих профсоюзов правительство рассчитывает снижать “накал” в трудовых коллективах.
Астана